Восхождение к вершинам музыки
28.04.2018

20 апреля 2018 года в Концертном зале Омска состоялось выступление симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Концерт прошел в рамках XVII Московского пасхального фестиваля.
Программа концерта была построена на контрастах. Звучала  как западноевропейская, так и русская музыка, что позволяет охватить более широкий круг слушателей. Были исполнены «Альпийская симфония» Р. Штрауса, «Восьмая симфония» А. Брукнера, музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и произведение А.К. Лядова «Волшебное озеро».
Программу открыла «Альпийская симфония» Р. Штрауса. В этом произведении композитор музыкальными средствами описывает красоты южной природы – величественные хребты Баварских Альп, которые подступали к самым окнам виллы Р. Штрауса в небольшом селении близ Мюнхена. В симфонии запечатлены пронизанные солнцем, полные радости жизни пейзажи, ненадолго омрачаемые бурями и грозами. Исполнение произведения, масштабного по объему, предполагает участие около 130 исполнителей. Программные заголовки (а их 22) помогают слушателям идти вслед за автором все выше в горы. Таинственная музыка «Ночи», постепенно нарастая и набирая мощь, сменяется преображенным мотивом «Восход солнца». Так заканчивается вступление, подготавливающее основные события симфонии – «Восхождение». Перед путником открываются новые картины: «Вступление в лес», «Странствие вдоль ручья», «У водопада», «Призрак». Композитор неистощим на изобразительные эффекты: звучат колокольчики, духовые инструменты.
И вот восхождение завершено, путник «На вершине». Здесь царит ничем не замутненный покой, который сменяется тревогой: «Поднимается туман», «Солнце постепенно темнеет», «Затишье перед бурей» − отрывистые звуки гобоя передают стук редких капель дождя, литавры изображают гром. Кульминация симфонии – «Гроза и буря, нисхождения». Звучание оркестра достигает полной мощи. И следующая тема  − быстрое нисхождение путника вниз, выход из леса. «Закат солнца» сменяется «Элегией». Движение замедляется, и, наконец, наступает «Ночь», повторяется приглушенная мелодия вступления, и путешествие в Альпы подошло к концу...
На смену мощной полнозвучной симфонии Штрауса приходит не менее значимое произведение – «Восьмая симфония» А. Брукнера. Поклонники композитора, его современники, назвали симфонию венцом музыки XIX века. Восьмая симфония – это романтическая концепция в музыке, основанная на противопоставлении великой, могучей, исполненной спокойствия и красоты Вселенной и затерянной в ней одинокой личности. Трагизм неравной борьбы, простодушие и наивность человека, его восторженное преклонение перед величием мироздания сочетает композитор с философской глубиной осмысления явлений жизни.
Первая часть – это столкновение человека с роком, выраженное в трех музыкальных образах. Первый из них – голос могущественной и неумолимой судьбы: начинаясь в низком регистре струнных, мелодия переходит к медным духовым инструментам и звучит грозно, не оставляя надежды. Второй образ – задушевная пластичная мелодия скрипок – воплощает утешение и надежду на покой и свет. Третий образ – это неистовые схватки рока и покоя. Это драматическое столкновение заканчивается тем, что человек покоряется судьбе. Сам композитор характеризовал первую часть произведения словами: «Так бьют часы смерти».
Вторая часть произведения снимает напряжение: передан образ добродушного, чуть грубоватого «немецкого Михеля» с его основательностью и крепкой походкой. Рисуются картины альпийской природы, слышно восхищение красотой мира…
Третья часть симфонии проникнута философским пафосом. Две основные темы открывают ее смысл. Первая, отраженная скрипками, воплощает мольбу, страсть. Вторая тема, исполняемая виолончелями, − это луч надежды, лирическая исповедь. Столкновение двух тем постепенно приводит к покою и умиротворению.
Финал симфонии звучит как завершающий этап в борьбе за утверждение жизни. Заключительная маршевая тема окончательно утверждает героический характер финала и всей симфонии…
Эти два масштабных произведения европейских классиков, вовлекшие слушателей в философские рассуждения о трагизме жизни человеческой души, о ее восхождениях и нисхождениях, сменяются русской классикой. Русская музыка представлена, как отмечено выше, произведениями П.И. Чайковского и А.К. Лядова. И такой подбор произведений неслучаен, слушатель словно получил приглашение посетить другой, сказочный мир. Музыка к балету «Щелкунчик» − это сон и явь, хотя некоторые знатоки музыки считают, что здесь раскрыта идея смерти и бессмертия. А все, что случается с героиней, происходит в ином мире, и снежная буря – скорее метафора перехода из земной жизни в другое состояние…
С темой волшебства связано произведение А.К. Лядова «Волшебное озеро», которое называют и симфонической миниатюрой, и поэмой. А.К. Лядов не любил масштабных произведений. Особенностью «Волшебного озера» можно назвать отсутствие протяженных мелодий, композитор ищет другие формы выразительности – тембры, гармонию. Ощущение глубины создают необычные созвучия, движение скрипок звучит как легкая рябь на поверхности воды. Все инструменты слегка приглушены. Отсутствие протяженной мелодии объясняется тем, что в произведении нет «человеческого голоса». Композитор хотел создать картину «без людей, без их просьб и жалоб – одна мертвая природа». Такое решение при составлении программы концерта вполне понятно: от страстей и высоты полета человеческой души до сказочного безмятежного покоя…
Валерий Гергиев – художественный руководитель-директор Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра, сопредседатель оргкомитета Международного конкурса им. П.И. Чайковского, с 1997 года – руководитель Всемирного оркестра. В Омске концерт Пасхального фестиваля впервые прошел в 2011 году. Тогда оркестр Мариинского театра выступил вместе со знаменитым пианистом, народным артистом России Денисом Мацуевым.

Источник фото: www.culture.ru

Анна Тарасенко