13.12.2022

Гейне был храбрым солдатом

13122022.jpg

    Сегодня исполнилось 225 лет со дня рождения немецкого поэта, публициста и критика Генриха Гейне. Корреспондент «Слова» задал вопросы исследователям творчества Гейне – кандидату филологических наук, доценту Светлане Александровне Песоцкой (Томский государственный педагогический университет), профессору, доктору Штефану Нойхаусу (Университет Кобленца и Ландау), профессору германистики Ричарду Блоку (Вашингтонский университет в Сиэтле).

    - Русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев писал: «Гейне – один из наших кумиров, и, конечно, в мире не было до сих пор ни одного поэта, который в более значительной степени заслуживал бы уважение и признательность мыслящих реалистов». Насколько обосновано такое мнение?

      С.А. Песоцкая:

       ˗ Мнение Писарева обусловлено, во-первых, идейной позицией Гейне, которая подтверждалась и фактами его биографии: поэт и мыслитель остался верен своей позиции  фрондëра, всегда находящегося в оппозиции к сильным мира сего. Гейне не изменил этой позиции даже на смертном одре. Во-вторых, мнение Писарева обосновано личным мужеством поэта, продемонстрировавшего на последнем этапе своей жизни, что даже будучи смертельно больным, можно сохранять умственную активность и быть полезным для общества. В-третьих, самоиронией Гейне, которая в глазах Писарева, по-видимому, подкрепляла последовательность общественной позиции немецкоязычного поэта и мыслителя – его иронию по отношению к внешнему миру, социальному несовершенству общества.

     Ш. Нойхаус:

      ˗ Генрих Гейне олицетворял «критического интеллектуала» еще до того, как этот тип появился после французского социолога и философа Пьера Бурдье (для него первым в своем роде является Эмиль Золя, родившийся и писавший гораздо позже). Для Гейне было само собой разумеющимся, что автономия литературы и оперативное вмешательство в социальные условия не противоположны, а взаимозависимы. Только литература, оригинальная по стилю и языку, отвечающая эстетическим нормам, может также иметь должный эффект и, прежде всего, влиять на мышление людей. Гейне использовал способности для достижения демократизации общества и агитировал за социально слабых и обездоленных еще до повальной индустриализации континента.

     ˗ У Гейне в «Путевых картинах» есть строка «...я был храбрым солдатом в войне за освобождение человечества». Удалось ли Гейне стать таковым? Или высказывание больше походит на бахвальство?

      С.А. Песоцкая:

      ˗ Каким бы бахвальством ни выглядела приведенная цитата, с точки зрения роли поэта в истории культуры народов Европы и России он все же заслужил звание храброго солдата в войне за освобождение человечества уже потому, что его мировоззрение и творчество питали передовое мышление и освободительное движение современников и потомков.

      Ш. Нойхаус:

      ˗ Это скорее преуменьшение. Прежде всего, это метафора, Гейне боролся с помощью слова и пера. Того факта, что он описал себя только как храброго солдата, даже недостаточно, когда вы видите, какими были другие «воины пера» (выражение Кристофа Юргенсена, профессора Университета Бамберга), что с сегодняшней точки зрения он является самым известным и самым важным. Это звучит так же, как позже в случае с немецким драматургом, поэтом и прозаиком Бертольтом Брехтом, который написал, что хотел бы, чтобы на его надгробии было написано, что он внес свои идеи.

     ˗ Что нынешнее поколение может почерпнуть из произведений немецкого поэта и публициста?

    С.А. Песоцкая:

    ˗ Думаю, что из творчества Гейне современное поколение молодых людей может извлечь важные уроки. Во-первых, своими произведениями Гейне показал: не бывает жанров неинтересных и скучных, бывают писатели, которые не освоили эти жанры в совершенстве; на любую тему и в любом жанре можно писать остроумно и увлекательно; в этом отношении Гейне – наследник эстетических принципов Вольтера. Во-вторых, Гейне продемонстрировал: ирония – это хорошо, в особенности она ценна, если  балансируется самоиронией – ценнейшим свойством, которое помогает человеку сохранять критическое отношение к себе. Этого ценнейшего качества не хватает многим в наше время.

      Ш. Нойхаус:

       ˗ Сегодняшнее поколение может понять, что использование способностей для того, чтобы сделать что-то не только для себя, но и для общества, имеет решающее значение. Индивидуум может быть настолько свободным, насколько это возможно, только в том случае, если все остальные индивидуумы тоже. Жизнь, в том числе писательство, всегда является частью социального процесса, если выразиться модифицированной фразой из реалистического романа немецкого писателя XIX века Теодора Фонтане (которая, однако, в «Эффи Брист» относится к жестокому обращению через коллективные ограничения): человек ˗ это не просто индивидуальное человеческое существо. С одной стороны, работа Гейне показывает разнообразные возможности обращения с собой, с другой стороны, она опирается на расширяемость мышления и рефлексии для распознавания проблем в социальном взаимодействии. Тот факт, что Гейне часто использовал для этого иронию и сатиру, делает его тексты чрезвычайно смешными.

    Р. Блок:

     ˗ Гейне показал, как говорить с сильными мира сего и критиковать их с иронией и остроумием. Его особый талант демистифицировать зрелище, будь то романтическая сентиментальность или даже гетевская Италия, разоблачает притворство гомонационализма. Упускали из виду и до недавнего времени вообще считали недостойными внимания «Флорентийские ночи» Гейне, в которых врач Максимилиан рассказывает умирающей подруге, синьоре Марии, только глупые истории, чтобы не ухудшить ее состояние. Эта история аллегорически изображает упадочнический характер эпохи Реставрации или, если уж на то пошло, любой подобной консервативной политики.

     ˗ Какое произведение Гейне произвело на вас наибольшее впечатление?

     С.А. Песоцкая:

     ˗ Философско-публицистические очерки Гейне, по-разному называвшиеся в разных редакциях, – «Германия»/«Письма о Германии», в особенности фрагменты из этих очерков под названием «Признания», в которых мыслитель и поэт показал эволюцию своего мировоззрения и формирование общественной позиции на широком фоне умственной жизни своей эпохи и ее предтечи – просветительской мысли ХVIII века. Очень ценны описанное Гейне своеобразие восприятия творчества Вольтера и Руссо и интерпретация.

     Ш. Нойхаус:

     ˗ Наверное, «Германия. Зимняя сказка», потому что она свела счеты с идеологией национализма, возникшей задолго до того, как эта идеология привела к катастрофам XX и XXI веков.  Гейне далеко опережает свое время, потому что его всегда волновала, так сказать, человеческая сторона ˗ кто не поступает гуманно, тот становится жертвой иронии и сатиры, то есть наказания за эгоизм и глупость, проявляющиеся в идеологиях.

      Это относится к тем вождям, которые хотят только обогатиться и расширить свою власть, касается и их последователей, которые слишком ленивы, чтобы думать самостоятельно и определять свои действия. Через Шиллера также сказалась эпоха Просвещения и категорический императив Канта; Гейне признает и показывает, что недостаточно верить в то, что люди сами начнут думать и действовать ответственно, нужно еще приложить усилия, чтобы они это сделали.

Иллюстрация:

М. Оппенгейм. Портрет Генриха Гейне

Беседу вел Арман Сарсенбаев