23.12.2022

Джейк защищает Пандору

          Вчера в России впервые показан американский научно-фантастический фильм «Аватар: путь воды». Режиссер и продюсер – Джеймс Кэмерон, он же – в числе сценаристов наряду с Р. Джаффой и А. Силвер.

         Кинолента возвращает зрителя в фантастический мир Пандоры, спутника вымышленной планеты Полифем, населенного разумной гуманоидной расой ˗ на’ви. Прошли более десяти лет после событий, о которых рассказано в фильме «Аватар».

         После принятия образа аватара землянин Джейк Салли (Сэмюэл Уортингтон ) как глава народа на'ви готов защитить его от корыстных завоевателей, прибывших с Земли. С Джейком – его возлюбленная Нейтири (Зои Солдана), их пятеро детей, а также объединенные племена. К расе на'ви присоединяется раса на’ви-островитян. В финале – борьба за свободу Пандоры и противостояние вооруженным людям. 

       В 2009 году картина «Аватар» поразила воображение зрителей визуальными спецэффектами и выглядела как начало фантастической саги. Кэмерон во второй ленте космической эпопеи о синих пришельцах доказывает, что голливудское кино способно на многое: визуальные эффекты и представленные создателями новаторские идеи, по-видимому, заставляют зрителей забыть о том, что происходящее на экране создано с помощью компьютера, а фальшивыми в волшебном мире кажутся скорее люди, чем на’ви. Актеры, находящиеся в студии, превращаются в фантастические создания на экране. Они не похожи на мультипликационных героев и как будто живут в естественной среде. Большая часть событий в ленте «Аватар: путь воды» происходит в прекрасном подводном мире Пандоры. Детальные подводные съемки инопланетных рифов напоминают документальные фильмы о дикой природе.

      Роскошному зрелищу заметно уступает сюжет картины. Конфликт банален – вендетта. Главный антагонист Майлз Куоритч (Стивен Лэнг), переродившийся в аватара, думает исключительно о мести предателю Джейку. Куоритч – шаблонный, что ли, в своей злобе, если в первом фильме она выражена, кажется, в меру, содержался намек на его харизму, то «…Путь воды представил его карикатурно. Коварные планы захватчиков, прибывших с Земли, повторяют мотивы действий персонажей «Аватара» – захват ресурсов народа Пандоры и создание поселения. Спасти сюжет могла бы предводительница землян генерал Фрэнс Ардмор (Эди Фалько), но она бесследно исчезла к середине фильма.

     Если в «Аватаре» критики увидели антиколониальный и экологический посыл, то в основе второго фильма лежит тема семьи. Банальные, местами наивные диалоги, в которых участвуют дети и их родители, лишают зрителей возможности воспринимать то, что происходит на экране, серьезно. Фильм, изначально заявленный как фантастический эпос, превращается в подростковую драму.  Причем у синих пришельцев та же ментальность, те же семейные ценности и конфликты, те же подростковые проблемы, что у людей.

      Вытесняют родителей на второй план родные и приёмные дети Джейка и Нейтири. Среди них – типичные характеры: старший сын Нетейам (Джейми Флаттерс), который хочет быть похожим на отца, средний сын Ло’ак (Британ Далтон) – тень своего брата, а также одаренная девочка Кири (Сигурни Уивер), чувствующая себя не такой, как все. Кири получилась ярким персонажем и, возможно, в последующих лентах сценаристы уделят ей больше внимания. Младшая сестра-непоседа Туктерей (Тринити Блисс) и вовсе не повиляла на сюжет в отличие, к примеру, от Паука (Джек Чемпион). Сами родители как персонажи не получают развития: Нейтири преимущественно плачет и кричит, а Джейк так и остался морским пехотинцем с Земли. Множество новых персонажей растягивает фильм. Длительность «Аватара: путь воды» составляет более трех часов. Может быть, для зрителя, ждавшего премьеру долгие годы, «пребывание» на Пандоре в течение такого времени будет в радость.

     Впрочем, невзирая на некоторые минусы, «Аватар: путь воды» заслуживает внимание зрителей и, вероятно, впечатлит их визуальными эффектами. Показа фантастических морских глубин, наверное, хватит для того, чтобы поразить чье-либо воображение…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Дарья Казаченко

Иллюстрация: kinopoisk.ru