08.02.2023

«Трудность для молодого ученого – он сам»

     Сегодня – День российской науки, который учреждён президентом России Б.Н. Ельциным 7 июня 1999 года с учетом «выдающейся роли отечественной науки в развитии государства и общества». Корреспондент «Слова» беседует с ректором Омской гуманитарной академии, доктором филологических наук, профессором А.Э. Еремеевым.

    - Первый крупный русский ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов в известной оде писал:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут».

Это преувеличение или объективное отражение значимости науки?

       А.Э. Еремеев:

        - Это мудрость, помноженная на опыт. Эти строки писал не только поэт, но и ученый. И как государственник он отобразил тот факт, что без науки не состоится ни настоящее, ни будущее России. Действительно, отрада в старости – понимание миробытия и ощущение тех научных начал, которые дают возможность человеку быть в гармонии... «В несчастный случай берегут»… Действительно, берегут и в счастье, и в несчастье. Ломоносов говорил о том, что наука поддерживает и государство, и человека. То, что сказал ученый, актуально.

       Существуют и другие, странные и дикие толкования того, что есть высшее образование: мол, это утилитарность, помноженная на карьеризм. Все это отвергается учеными людьми, которые по-настоящему занимаются наукой, по-настоящему видят будущее государства именно в развитии науки и искусств, в том, чтобы новое поколение обретало научное знание и вело государство вперед. Без этого жизнь просто остановится.

     - Какими качествами должен обладать ученый?

     А.Э. Еремеев:

     - Я видел на своем веку большое количество людей, которые блестяще начинали научную карьеру, а потом оказывались где-то на обочине, на задворках. Это были очень несчастные люди. Потому что талант дается не каждому, но талант без труда… Наука – это ежедневный, ежечасный труд. Если на мгновение остановишь мыслительный процесс, то становишься третьестепенным ученым или даже не ученым, а ретранслятором чужих идей. У Гёте есть прекрасная поэма «Фауст» о человеке, который решил, что жизнь прошла мимо, он не получил радости от нее и продал душу дьяволу. И когда он сказал: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно», ˗ он умер.

     Трагедия для ученого, если он останавливается в научных началах и перестает работать. Это глубочайшая ответственность не только перед наукой, но и перед людьми. Любая фальшь видна. Поэтому важно оставаться всегда честным либо уходить из науки, если осознаешь, что сделал все, что мог.

     Ученый не имеет права зазнаваться. Русский и советский театральный режиссер, педагог, теоретик К.С. Станиславский говорил, что надо видеть себя в искусстве, а не создавать искусство для себя. Точно так же – в науке. Надо служить честно и правдиво тому, чему привержен. Это труд тяжелый и во многом неблагодарный, если иметь в виду материальные ценности. Если кто-то сегодня находится в научном поле, то пусть меньше думает деньгах, а больше – о том, какой вклад он может привнести… Талант, помноженный на трудолюбие, – это залог успеха.

     - Какие достижения российских ученых за последнее тридцатилетие считаете наиболее ценными?

     А.Э. Еремеев:

      - Советский и российский микробиолог профессор А.Л. Гинцбург с коллегами уберег нас от страшной беды, этого ужаса, который называется ковидом. То, что в стране подавлено это заболевание, – самое высокое достижение не только вирусологии, но и в целом науки. Не может один ученый создать нечто главное. И не может только в одной отрасли быть прорыв… Это уровень российской науки, в которой вирусологи оказались на высоте, впереди многих ученых мира, сумели сограждан уберечь от страшной напасти.

    - Какие перспективные тенденции существуют в отечественной науке?

     А.Э. Еремеев:

      - Не могу говорить обо всех тенденциях в отечественной науке. Я – филолог, служу книге, попыткам и стремлениям к тому, чтобы понять, что происходит в литературе. Исследование художественных произведений, начиная от древнерусской литературы, заканчивая сегодняшним днем, дает право и возможность понимать, куда будет следовать национальное сознание, осмысление жизни через образ.

      В целом мировое сообщество стоит перед различными вызовами: изменение климата, исчерпание природных ресурсов. Об этом думают ученые, поэтому нужны прорывы, которые дадут возможность людям жить гармонично. Если наука находится вне духовности, то она вредна. Чего стоит только сбрасывание бомб на Хиросиму и Нагасаки. Поэтому гармония духовности и научного знания – это залог развития. 

     - С какими трудностями сталкиваются молодые ученые? Как их преодолеть?

       А.Э. Еремеев:

        - Единственная трудность для молодого ученого – это… он сам. Конечно, хорошо, если ему повезло с учителем, научной школой, чтобы его услышал тот, кто ведет ученого к новому знанию. С формальной точки зрения вхождение в науку – проще, чем в советское время. Поступить в аспирантуру в советский период было сложно. Была определенная социальная элита. Многие дети из рабочих семей туда поступить не могли.     

      Во многом молодежь стала, к сожалению, прагматичной. Это было всегда, но сегодня это проявляется чаще, чем ранее. Служение науке – это понимание того, что ты ее выбрал, а не она тебя выбрала. Ученое знание – это особый путь. Без ученого, без поэта, без художника общество существовать не может. 

Иллюстрация: https://yandex.ru/images/            Беседу вел Арман Сарсенбаев