09.02.2023

Литературный Колумб Руси

     Сегодня исполнилось 240 лет со дня рождения Василия Андреевича Жуковского, русского поэта, литературного критика, переводчика, автора романсов, баллад и эпических произведений. Корреспондент «Слова» беседует о творчестве поэта с доктором филологических наук, профессором Е.А. Акелькиной, доктором филологических наук, доцентом Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
Е.Е. Анисимовой, доктором филологических наук, профессором Омской гуманитарной академии А.Э. Еремеевым,

      - Русский прозаик, драматург и критик Н.В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» отмечал: «Не знаешь, как назвать его (Жуковского) – переводчиком или оригинальным поэтом. Переводчик теряет собственную личность, но Жуковский показал ее больше всех наших поэтов». В чем выражалась индивидуальность русского поэта?

        Е.А. Акелькина:

         - Правильно сказал Гоголь: наверное, из всех русских поэтов Жуковский – одна из самых светлых личностей. Самых цельных, независтливых, благородных. Какое счастье для русской литературы, что русская поэзия XIX века началась Жуковским. Как хорошо, что в русской литературе действует принцип, который русский писатель и философ Ф.М. Достоевский назвал «всемирной отзывчивостью», что в русской поэзии потомок русского барина и полонянки турчанки Сальхи Жуковский определил развитие лирики XIX века.

     Жуковский во многом был советским литературоведением недооценен. Его называли «реакционным романтиком», во-первых, потому что он переводил произведения немецких поэтов, во-вторых, было много мистических, фантастических элементов в его балладах. Очень хорошо сказал русский писатель и переводчик Б.К. Зайцев, что в Жуковском больше, чем в других личностях, существовало то, что всегда иронически называли «личностным самосовершенствованием». Даже если бы поэт не написал ни строчки, вызывал бы все равно восхищение. Для него развитие всех сторон личности было важным делом. Этим он и воздействовал на своих современников, прежде всего, на русского поэта, драматурга и прозаика А.С. Пушкина. Скольким людям Жуковский помог, за скольких ходатайствовал, скольких выпросил из ссылки вернуть…

      Важно отметить, что Жуковский был воспитателем великого князя Александра Николаевича, ставшего впоследствии всероссийским императором Александром II. Быть может, будь у Александра II другой воспитатель, освобождение от крепостного право произошло бы позже. Жуковский воспитывал его в уважении к личности и постоянному возделыванию ее.

      Е.Е. Анисимова:

      - Сам поэт по поводу переводов предложил следующий афоризм: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник». Современному читателю важно понимать, что переводческая деятельность русских поэтов начала XIX века принципиально отличалась от сегодняшних литературных переводов. Жуковский тщательно подходил к выбору произведений для перевода. Он отбирал только то, что находило отклик в его собственной душе и соответствовало актуальному историко-культурному моменту. И самое главное – перемещал сюжеты западноевропейской и восточной литератур в координаты русского этноса, национальной системы ценностей. Яркий пример – баллада «Светлана», написанная по мотивам «Леноры» немецкого поэта Г.А. Бюргера. Жуковский не только перенес действие в узнаваемый зимний ландшафт и соотнес сюжет с народными святочными гаданиями, но и кардинально изменил тип героини. В центре немецкой баллады находится индивидуалистический бунт героини. В русской балладе, напротив, Светлана – скромная верующая девушка, полагающаяся на Провидение. В исторической перспективе это связано с Отечественной войной 1812 года, во время которой писалось произведение. Индивидуалистическому бунту Наполеона противопоставлялась вера в Божий Промысел. Вот в этом таланте знакомить читателя со знаковыми произведениями других культур, переводя их в координаты русской истории и русской ментальности, заключается индивидуальность Жуковского.

     А.Э. Еремеев:

      - Какой удивительный феномен Василия Андреевича… Он настолько распланировал жизнь, что в молодости у него было прописано все, что нужно сделать на год вперед. Он был ходячей энциклопедией. Более того, если бы не Жуковский, то не было бы такого ускоренного развития русской литературы. Многие говорят, что очень много было заимствований в произведениях русского поэта из европейской литературы. Но тут нужно быть очень осторожным. Можно заимствовать огромное количество сюжетов и оставаться на уровне кустаря. А он не просто привнес эти сюжеты, он их переосмыслил и сделал русскими. Это уже оригинальное русское не мировосприятие, а мирочувствование.

     - Русский литературный критик и публицист В.Г. Белинский писал: «Жуковский, этот литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… Жуковский внёс романтический элемент в русскую поэзию: вот его великое дело, его великий подвиг». Справедливо ли высказывание? Или это некоторое преувеличение?

      Е.А. Акелькина:

      - Кто-то из русских критиков сказал об А.А. Блоке, что это человек, который жил в духе. Но еще раньше так же можно было бы с большей уверенностью сказать о Жуковском. У Тютчева есть строки о русском поэте:

«Поистине, как голубь, чист и цел

Он духом был: хоть мудрости змииной

Не презирал, понять ее умел,

Но веял в нем дух чисто голубиный.

И этою духовной чистотою

Он возмужал, окреп и просветлел...»

     Эта чистота и жизнь в духе. Во всем: в личной жизни, в семье, в отношениях с людьми, в помощи, в воспитании наследников, в творчестве. У него все сферы жизни были не просто слова, а жизнью в духе. Поэтому сравнение с голубем у Тютчева неслучайно. Жуковский поистине был светлым духовно. Сегодня нам, как никогда, не хватает умения высветлять жизнь. Умение справляться с невзгодами – это удивительный урок сопротивляемости и духовного творчества. Люди очень редко думают о том, что их обычная будничная жизнь требует духовного выстраивания, сопротивления злу. А у Жуковского это было каждый день.

     Е.Е. Анисимова:

     - Было бы уместно привести высказывание известного русского мемуариста Ф.Ф. Вигеля: «Упитанные литературою древних и французскою, ее покорною подражательницей (я говорю только о просвещенных людях), мы в выборах его увидели нечто чудовищное. Мертвецы, привидения, чертовщина, убийства, освещаемые луною, да это все принадлежит к сказкам да разве английским романам; вместо Геро, с нежным трепетом ожидающей утопающего Леандра, представить нам бешено-страстную Ленору со скачущим трупом любовника! Надобен был его чудный дар, чтобы заставить нас не только без отвращения читать его баллады, но, наконец, даже полюбить их. Не знаю, испортил ли он наш вкус; по крайней мере создал нам новые ощущения, новые наслаждения. Вот и начало у нас романтизма». То есть современники поэта именно с его творчеством связывали зарождение романтизма в России. В науке это вопрос является дискуссионным. В творчестве Жуковского можно найти черты сентиментализма и шире – эпохи Просвещения, не только романтизма. Важно учитывать общее свойство русской литературы, присущее ей, начиная с петровской эпохи. Советский и российский литературовед М.Л. Гаспаров назвал его «антиномичностью». Находясь в условиях форсированной модернизации, отечественная словесность могла одновременно «проживать» несколько культурных эпох, которые в других национальных литературах развивались последовательно, не только не соединяясь, но и противоборствуя друг с другом.

      А.Э. Еремеев:

       - Виссарион Григорьевич был чутким критиком. Одним из первых он понял значимость Жуковского для русской литературы, вообще для русской культуры, для русского сознания. Да, он внес романтический элемент не только в методологическом смысле, о котором мы говорим, - романтическое сознание существует во всех нас. Быть может, мы об этом не задумываемся, но это так, потому что это наша культура, которую мы восприняли от творчества Жуковского.

       - Чем могут быть ценны произведения Жуковского для наших современников?

       Е.А. Акелькина:

        - Наверное, сопротивлением несчастьям. Жуковский не говорил, что он самый несчастный, когда потерял единственную любимую женщину, когда в преклонном возрасте ухаживал за больной женой и не смог из-за этого вернуться на родину. Жуковский был человеком, про которого писал Тютчев так:

                 «Душа его возвысилась до строю:

                  Он стройно жил,

                  он стройно пел…»

      В России очень мало людей, которые могут похвастаться стройностью собственной души. Жуковский это сделал.

       То, что называем непопулярным в советскую эпоху словом «смирение». Смирение перед ударами судьбы, перед тем, что выпало на его долю, было совершенно непоказным. Он жил этим. Это удивительное качество. Жуковский поддерживал большое количество людей своими произведениями, письмами. Почему эмигрант Б.К. Зайцев пишет лучшую биографию Жуковского? Потому что он видит своеобразный пример человека, который принял все, что ему послано в качестве судьбы. Это очень многим помогало. Думаю, это будет вечной ценностью для тех, кто читает Жуковского, кто обращается к его творчеству.

      Е.Е. Анисимова:

      - Жуковский – бесспорный русский классик. Это означает, что смыслы его произведений способны актуализироваться в каждую новую эпоху. Ценность произведений Жуковского и классики в целом – в том, что они наряду с историей формируют единую нацию, концентрируя идеальный русский язык, ценностную систему нашей культуры, закрепляет в памяти повторяющиеся сюжеты и исторические вызовы. Кроме того, важно учитывать, что феномен Жуковского выходит далеко за пределы его художественного наследия. Биография поэта не менее увлекательна, нежели его стихотворения. Не будем забывать, что Жуковский был наставником великого князя Александра Николаевича, ставшего позднее Александром II, царем-освободителем, разработал систему обучения и воспитания наследника престола. Не будет большим преувеличением, если скажем, что реформы императора явились следствием деятельности Жуковского.

      А.Э. Еремеев:

       - Можно говорить о Жуковском, Булгакове, о Пушкине, о ком угодно. Поймите меня правильно, они не просто ценны, они бесценны. Если вычеркнуть Жуковского из нашей жизни, это значит вычеркнуть из русской души осознание того, что такое «миробытие», «личность». Жуковский в своих произведениях ставил главный и страшный выбор – быть или не быть? Оставаться честным, порядочным, нравственным, верующим? Или скатиться до обывательской посредственности? Он в поэзии держал нас на той высоте, которая называется русским национальным сознанием.

      Об этом иногда говорят, к примеру, в начале 1990-х годов – четко и ясно… Вся русская литература эпохи романтизма и XIX века выходит из Библии, из православного сознания и туда же возвращается. Жуковский в этом отношении был первопроходцем, поскольку все колебания художественных образов движутся в ареале православного сознания, будь то «Людмила», будь то «Светлана». Баллады, идущие от германского эпоса, но при чтении видишь взгляд православного поэта. Жуковский открыл шлюз… Вся мощь Пушкина, Лермонтова, прозы Гоголя, весь XIX век пронизан православным сознанием.

     - Какие произведения Жуковского вам близки?

      Е.А. Акелькина:

      - Конечно, его баллады. Перевод гетевского «Лесного царя», «Светлана», «Ленора», стихотворение «Листок». У него прекрасные стихи… Проза менее интересна, но он и не был прозаиком. Письма его – удивительные: Пушкину, Гоголю... Процитирую стихотворение Тютчева «Памяти В.А. Жуковского»:

           «В нем не было ни лжи, ни раздвоенья –

           Он всё в себе мирил и совмещал.

           С каким радушием благоволенья

           Он были мне Омировы читал...

            Цветущие и радужные были

            Младенческих, первоначальных лет...

            А звезды между тем на них сводили

             Таинственный и сумрачный свой свет...

             Поймет ли мир, оценит ли его?

             Достойны ль мы священного залога?

             Иль не про нас сказало божество:

             «Лишь сердцем чистые, те узрят бога!»

         Это «лишь сердцем чистые», по понятиям XIX века характеристика довольно проста, но сегодня начинаем понимать, что люди чистые сердцем и достойные – это очень редкое явление. У Жуковского не было раздвоения между словом и делом. После возвращения из-за границы он своих крепостных отпустил на волю. Сколько русских литераторов спокойно жили на доходы от своего имения, от крепостных. А Жуковский считал, что это невозможно. Как можно говорить о свободе личности, если людей продают?

      Е.Е. Анисимова:

      - Произведения Жуковского можно читать все без исключения – лирические стихотворения, элегии, сказки, повести, дневники, письма... Начать знакомство с творчеством поэта лучше с его баллад. Имя Жуковского в истории русской литературы стало «именем жанра» баллады. Именно баллады являются ядром его поэтической системы и отражают сложную внутреннюю жизнь.

      А.Э. Еремеев:

       - Баллада «Людмила»… Чего стоит пронзительное письмо Жуковского Бенкендорфу по поводу кончины Пушкина. Честное, с глубочайшим пониманием личности и высоты русского духа, что был у Александра Сергеевича. Жуковский первым не побоялся сказать, что власть все-таки была несправедлива к Пушкину, угнетала и унижала, во многом препятствовала его духотворению. Конечно, он это превзошел, но за счет страшной ранней кончины, когда ему пришлось выйти на дуэль, защищая честь супруги.

       Жуковский первым сказал об этом четко и мужественно.

Иллюстрация: К.П. Брюллов.                          Беседу вел Арман Сарсенбаев

Портрет В.А. Жуковского.