13.02.2023

Радиоволны к шоу влекут

20230214.jpg

       Сегодня – Всемирный день радио. Дата провозглашена на генеральной конференции ЮНЕСКО в 2011 году. Корреспондент «Слова» беседует с вице-президентом Российской академии радио А.М. Полесицким.

     - Бытует мнение, что на фоне телевидения и интернета популярность радио снижается. Насколько подобное высказывание отражает реальность?

     А.М. Полесицкий:

      - Да, за несколько допандемийных лет общая аудитория радио (впрочем, как и телевидения) несколько уменьшилась. В основном за счет уменьшения слушания радиопрограмм представителями молодой аудитории 20-30 лет. Основные две причины  - демографическая яма (известно, что доля молодежи в населении сократилась в связи с резким падением рождаемости в 1990-е годы) и конкуренция с интернет-медиа, прежде всего музыкальными сервисами, социальными сетями с возможностью прослушивания музыки, видеохостингом YouTube, в определенной степени – с подкастами. Сегодня ежемесячно радио слушают более 100 миллионов человек в возрасте от 12 лет и старше, или более 85 процентов населения, то есть радио остается средством массовой информации с большим охватом населения. К слову, в 2022 году снижение аудитории радио не наблюдалось (правда, ценой ее взросления, среди слушателей молодых людей меньше).

     - Какие жанры преобладают в радиотрансляциях?

     А.М. Полесицкий:

      - По-прежнему преобладают программы музыкальных станций. Хотя разрыв между востребованностью музыкального, с одной стороны, и разговорно-информационного вещания, с другой, несколько сокращается, аудитория музыкального вещания выше в 2,5 раза. Среди разговорных станций преобладает новостное вещание (радиостанция «Вести ФМ» показала в 2022 году наибольший прирост аудитории среди радиостанций, здесь нет загадки, ответ – в политической повестке). В музыкальном вещании до 2022 года преобладали станции с большим процентом иностранной музыки, сейчас наблюдается тенденция роста аудитории станций русскоязычного формата, хотя и иностранная музыка сохраняет высокую популярность. При этом, отражая демографическую структуру слушания, увеличивается интерес к станциям форматов «ретро» и AC, то есть к станциям, транслирующим «золотые хиты», в то время как на интересе к станциям, транслирующим актуальную музыку, негативно сказывается уход в интернет-прослушивание поклонников такой музыки. Высок интерес радиослушателей к такому жанру, как радиошоу, утренним и вечерним, отсюда хорошие аудиторные показатели у «Авторадио», на котором этот жанр традиционно силен.

    - Какими качествами необходимо обладать радиожурналисту?

     А.М. Полесицкий:

     - В идеале, помимо хорошей дикции, правильного русского языка, общей эрудиции, знания новостной повестки, важны быстрота реакции, умение и готовность следовать редакционной политике радиостанции в первую очередь (если она не соответствует мировоззрению журналиста, то следует искать другое место работы); отличное знание целевой аудитории станции и умение говорить на понятном ей языке, видеть интересное в повседневном и привычном, то есть острота взгляда ...

     - Какая особенность выгодно выделяет радио по сравнению с другими видами средств массовой информации?

      А.М. Полесицкий:

      - Основные преимущества радио – большой охват аудитории, возможность прослушивания в разных средах (как в эфире, так и онлайн), в любом месте (в автомобиле, в дороге, на прогулке, на работе, дома), возможность сочетания прослушивания с занятием другими делами; быстрота реагирования на внешние события, контакт с ведущими...

     Для рекламодателя важны такие достоинства радиорекламы, как простота изготовления, оперативность постановки в эфир, высокая эффективность. Согласно исследованиям именно у радиорекламы наиболее короткий промежуток времени между прослушиванием и совершением покупки.

Фото: https://www.shutterstock.com                    Беседу вел Арман Сарсенбаев