01.03.2023

Удивительный мир Стендаля

010323-4.jpg

     В марте 200 лет назад вышел в свет трактат «Расин и Шекспир» французского писателя Мари-Анри Бейля, известного в мире под псевдонимом Стендаль. Трактат называют литературным манифестом. В этом году уместно внимание не только к этому произведению Стендаля, 240 лет со дня его рождения которого отмечено в январе, но и ко всему творчеству писателя, имеющего и в XXI веке немало почитателей. Корреспондент «Слова» поинтересовался у доктора филологических наук, профессора Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского Е.В. Киричук, чем объяснить успех произведений Стендаля у наших современников.

     - Французский писатель Андре Моруа в очерке «Стендаль. «Красное и черное»» писал: «Стендаля всю жизнь преследовала мысль, что он не может высказывать вслух те идеи, которыми он по-настоящему дорожил... Даже в рукописях, даже в дневниках, которые он писал для самого себя, он сохраняет осторожность». Чем, на ваш взгляд, обусловлено это заявление?

      Е.В. Киричук:

      - Фредерик де Стендаль… Псевдоним он выбрал по аналогии с названием города, где жил знаменитый теоретик искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768). Предполагают, что Анри Бейль в его честь и стал именоваться Стендалем.

      Жизнь Анри Бейля сама по себе может быть объектом для увлекательного романа: молодым человеком он прошел с армией Наполеона путь побед и оглушительных поражений, разочаровался в образе императора и вынужден был отправиться в Италию, маленький городок Чивитавеккью с дипломатической миссией. Италия стала его любовью, в ее свободолюбивом народе он видел воплощение высокого духа; есть свидетельства, что Стендаль был близок с движением карбонариев. Естественно, что свои убеждения и стремление к исторической правде, которое он выразил, в частности, в эпиграфах к главам романа «Красное и черное»: «Правда, горькая правда» и «Роман – это зеркало, с которым идешь по большой дороге», он вынужден был раскрывать в художественных образах и облекать мысли о своем времени в символы.

           - Советский литературовед Д.В. Затонский в книге «История всемирной литературы» отмечал: «Стендаль как бы обогнал свое время и сам полагал, что его не станут читать и по-настоящему понимать ранее 1880 г.». Что способствовало повышенному интересу к творчеству французского писателя спустя десятилетия?

       Е.В. Киричук:

       - Отчасти уже затронула эту тему. Стоит добавить, что художник слова Стендаль, по словам другого великого француза, Оноре де Бальзака, стал представителем «литературы идей». Так он пишет о нем в знаменитом эссе «Этюд о Бейле»:  «Однако ж, в каком бы жанре ни было написано произведение, оно остается в памяти людей только в том случае, если подчиняется законам идеала и формы». По мнению Бальзака, роман Стендаля «Пармская обитель» отвечает этим требованиям. Эту характеристику можно распространить и на все творчество Стендаля. Бальзак, конечно, делает несколько критических замечаний о его стиле, но признает коллегу по цеху «выдающимся мастером литературы».

     Литература идей, где художественность сочетается с философичностью, широко  представлена и на рубеже ХIX-XX веков. и в ХХI веке. В России он нашел своего читателя ранее – им восхищались А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, во Франции его наследие ценили Э. Золя и А. Жид. Читательский интерес возрос с появлением экранизаций его романов в ХХ веке – они многочисленны, как французские, так и отечественные киноленты.

     - Какова степень актуальности произведений Стендаля сегодня?

     Е.В. Киричук:

     - В наше время особенно актуальны его герои, которые могут стать примером служения идеалам, такие, как персонажи «Итальянских хроник» или его прекрасной романистики. Он создал замечательные образы в романе «Пармская обитель». Кроме того, Стендаль – автор книг о литературе и искусстве: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», трактата «Расин и Шекспир»,  путевых очерков «Рим, Неаполь и Флоренция» и «Прогулки по Риму», которые могли бы заинтересовать не только специалиста-филолога, но и широкого читателя благодаря их живому языку и возможности погружения в далекое от нас время. Этот мост между прошлым и настоящим всегда актуален для заинтересованного читателя.

    - Какое произведение Стендаля для вас наиболее дорого?

     Е.В. Киричук:

     - Удивительный мир прозы Стендаля сначала для меня открылся в новелле «Ванина Ванини». Драматизм и красота образной системы в этой новелле заставляли читать, не отрываясь от страниц книги. Позже пришло понимание более глубоких его произведений, романов и интереснейших эссе. Идеи Стендаля о психологии человека, теории искусства опередили его время. Можно сказать, что творчеством он полностью оправдал выбранный им когда-то псевдоним!

 

Иллюстрация:                                   Беседу вел Арман Сарсенбаев

У.Ю. Сёдермарк.

Портрет Стендаля