15.03.2023

Потребителям присуждены сотни тысяч

150323.jpg

        Сегодня – Всемирный день защиты прав потребителей. Дата определена ООН в 1983 году. Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов Юлии Сергеевне Аникевич, начальнику отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.

      - С какими жалобами чаще всего обращаются граждане?

      - Всего в 2022 году в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Омской области поступили 7934 письменных обращений (за 2021 год – 9369, за 2020 год – 10667), из них по вопросам защиты прав потребителей – 3523, что составляет 44,4 процента от общего количества. Превалирует число жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг (2199), доля составляет 62,4% процента (в 2021 году – 60 процентов, в 2020 году – 68,5 процента), в сфере розничной торговли (37,6 процента), в том числе через интернет (6,6 процента). Если говорить о сфере услуг, то в 2022 году преобладали жалобы на деятельность жилищно-коммунальных (45,1 процента) и финансовых (8,8 процента) предприятий и учреждений.

     - Что нужно предпринять гражданину, если он обнаружил товар, который не соответствует заявленному качеству?

     - Целесообразно обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой следует указать требование и срок для его исполнения. Данная претензия должна быть написана в двух экземплярах, один из которых останется у потребителя с обязательной отметкой о получении продавцом. Если продавец отказывается получить претензию, потребитель может отправить её заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца и (или) по фактическому адресу его деятельности. Правилами розничной купли-продажи, утвержденными Правительством РФ, предусмотрена обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований. В том случае, если продавец, исполнитель или изготовитель отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться за судебной защитой своих прав.

    - Почему потребителю важно знать информацию об изготовителе?

     - Важнейшим критерием выбора товаров или услуг является информация об изготовителе. Только обладая достоверной информацией, потребитель может выбрать тот товар, который удовлетворяет потребности и ожидания. Право на получение информации об изготовителе закреплено статьей 8 Законом РФ «О защите прав потребителей». В статье 12 данного закона предусмотрена ответственность изготовителя, исполнителя, продавца за ненадлежащую информацию о товаре, работе, услуге.

     Знать об этом тем более важно, что далеко не всегда потребитель получает достоверную информацию об изготовителе. Предоставление неточной информации об изготовителе товара чаще встречается в дистанционной торговле, особенно когда приобретают продукцию на непроверенных сайтах.

      - Приходится ли Управлению Роспотребнадзора предъявлять иски в суд либо это должен делать потребитель?

      - Потребитель вправе самостоятельно обратиться с исковым заявлением о защите его прав в суд по месту нахождения организации, оказавшей услугу, месту своего жительства или пребывания, при этом потребитель освобождается от уплаты госпошлины. В силу статьи 40 вышеупомянутого закона управление также вправе обращаться в суд с заявлением о защите прав потребителей. В частности, в 2022 году Управлением Роспотребнадзора по Омской области направлено в суды 147 исковых заявлений.

     - Какие ошибки совершают потребители при покупке товаров в интернет-магазинах?

     - При совершении покупок в интернете потребители часто сталкиваются с мошенниками. Потребитель может не обратить внимание на дополнительные услуги, дать лишнюю информацию о своей карте, получить товар, отличный от заказанного, не имея возможности его обменять.

      Распространенная ошибка – приобретение товара через социальные сети или сомнительные сайты в интернете, когда перечисление денежных средств происходит на карту физического лица.  В результате потребитель получает продукцию, не соответствующую описанию, имеющемуся на сайте, либо не получает ничего. Полезно проверить адрес сайта, на котором покупаете что-либо, искать отзывы о магазине. Если привезли товар, который не устраивает потребителя, следует его сфотографировать, документировать, не принимать без проверки.

     - Периодически Управление Роспотребнадзора ведет диалог с потребителями по «горячей линии»…

      - В Управлении действует постоянная «горячая линия», куда потребитель может обратиться для защиты нарушенных прав. Кроме того, потребителям разъясняют требования нормативных правовых актов, их информируют о правилах обмена и возврата товаров в случаях, если покупателем обнаружены те или иные недостатки.

     - Каков результат работы отдела по защите прав потребителей в 2022 году?

      - По результатам рассмотрения обращений граждан потребителям заменены товары, устранены недостатки, возвращены денежные средства за некачественные товары (услуги) более чем на 1497,6 тысячи рублей. По результатам рассмотрения исков, предъявленных управлением, потребителям присуждено более 875000 руб.

Фото: http://55.rospotrebnadzor.ru                                                              Арман Сарсенбаев