03.03.2023

«Принцесса балета» разводит руками

Вчера в России состоялась премьера французского фильма «Принцесса балета». Режиссер и сценарист – Рамзи Бен Слиман, среди продюсеров – Сидони Дюма, Реми Сервони. В главных ролях – Уми Бруни Гаррель, Майвенн Ле Беско, Рихард Заммель, Айса Майга.

Для Гаррель эта роль – первая. Она сыграла двенадцатилетнюю девочку по имени Нинэ, которая борется за свою мечту: станцевать в главной роли в Парижской опере. И, кажется, мечта осуществима: Нинэ получила возможность учиться в балетной школе.

Поначалу лента не сеет иллюзии. Париж показан неуютным, персонажи не богаты, им приходится много работать, чтобы содержать семьи.

170323-1.jpg

Может быть, поэтому героиня несколько враждебна к окружающим её людям. И еще потому, как показывают авторы фильма, что она – чернокожая. Однако учителя утверждают, что Нинэ обладает невероятной харизмой и прирожденным талантом.

Восторг не выражает только директриса школы мадам Белаж, которая демонстрирует пренебрежение к юной балерине. Каковы причины поведения директрисы? Нинэ – афроамериканка и, по мнению мадам Белаж, нескладная танцовщица. Отношение директрисы к девушке не представляется логичным, ведь согласно сюжету фильма она видит в Нинэ себя. И все-таки наступило отрезвление: разбившееся оконное стекло, изуродовавшее юную балерину, стало причиной осознания директрисой своей несправедливости и некорректности…

Не ново? Старо? Похоже, да. Сценарист-режиссер Слиман сконцентрировал в ленте всевозможные клише о балете и толерантности. Чаще всего фильмы про балет шаблонны: из гадкого утенка, преодолевая насмешки и травлю, героиня или герой превращается в белого лебедя. Этот сюжет напоминает фильм «Билли Эллиот», вышедший на экраны в 2000 году. Картина, снятая режиссером С. Долдри, рассказала о мальчике, выходце из семьи рабочего (его отец был шахтером), который решает стать профессиональным танцором…

А «Принцесса балета», несмотря на скептицизм директрисы балетной школы, твердит: «У неё дар», «самая талантливая в классе» – это всё, что слышат зрители от преподавателей школы. Отражен ли невероятный талант юного создания на экране? Убедительный ответ авторами не дан. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

Нинэ способна прыгнуть и развести руки в стороны. И только. Беспомощность юного создания очевидна.

Оператор Э. Диас и монтажер Б. Белькири должны были проделать огромную работу, чтобы оправдать мнения большинства педагогов о таланте Нинэ. Но все, что они сделали, – зафиксировали взмахи рук и движения ног юной балерины, которые не вызывают восторженных эмоций.

Как не вызывает удовлетворения дубляж, представляющий неэмоциональное, нагоняющее скуку чтение текста. Неверно определены интонации.

Единственное, что могло утешить при просмотре фильма, это даже не музыка Жан Боэмона Легэ, который назван в титрах композитором, а звучание классических произведений. Авторы – русский композитор П.И. Чайковский и австрийский композитор Ф. Шуберт. Музыка из балета «Щелкунчик» звучала в напряженные моменты картины и точно соответствовала переживаниям персонажей.

 …Шаблонный сценарий, достойный любителя, безыскусная работа оператора, видимое отсутствие хореографической подготовки героини – все это создает впечатление, что лента – не о балете, а о важности толерантности. Бесспорно, в картине подняты значимые темы: о стремлении к мечте, о том, как несправедлив бывает мир… Но вывод, увы, напрашивается один: «Принцесса балета» далека от того, чтобы назвать ее выдающимся фильмом...

 

Иллюстрация:

https://www.kinopoisk.ru/picture/3930540/                                        Вера Солонова