27.03.2023

…Театр побуждает размышлять?

270323.jpg

     Сегодня – Всемирный день театра. Праздник установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов театральным деятелям России и Казахстана. В беседе приняли участие главный режиссер Вологодского ордена «Знак Почета» драматического театра В.В. Гранов, актер Волгоградского государственного «Нового экспериментального театра», режиссер-постановщик, заслуженный артист России А.В. Курицын, актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист Республики Казахстан, художественный руководитель Национального русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Д.А. Скирта (г. Алматы), главный режиссер Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького, заслуженный артист Республики Казахстан Б.С.  Парманов (г. Астана).

    – Что должен делать театр, развлекать или побуждать зрителей к размышлениям?

     В.В. Гранов:

     – Театр должен побуждать зрителя к размышлению, будоражить его и вместе с ним искать ответы на вопросы, которые волнуют современное общество. Это всегда было задачей классического российского театра – быть трибуной новых идей, нравственных идеалов. К сожалению, то, что происходит с театром с точки зрения его коммерциализации, плачевно. Театр стал уподобляться телевидению. Во-первых, не очень качественная драматургия – сложно найти хорошую современную пьесу. Мы опустили нравственный уровень театра до YouTube, Comedy Club, мыльных опер, где люди следят только за перипетиями сюжета и ничего духовного не получают…

     А.В. Курицын:

     – Могу размышлять и как режиссер, и как актер, и как зритель. Театр – это зрелищное действо, на которое смотришь в первую очередь, хочешь получить эмоции, театр должен привлекать тем, что он будет красивым, приятным. А в какой форме будет выглядеть постановка… И что кроется за зрелищем – это думы режиссер, поскольку театр, безусловно, выше обыденной жизни. В первую очередь театр должен учить зрителя, указывать на общие недостатки, не должен быть только развлекательным. Показывать жизнь такой, какая она есть. Театр должен выступать трибуной, чтобы говорить о каких-то проблемах.

     Д.А. Скирта:

     – В идеале и то, и другое. Желательно в рамках одного спектакля. Тогда вечер, проведенный в театре, можно считать чудом.

      Б.С. Парманов:

    – Всё зависит от репертуарной политики театра. В нашем театре спектакли для маленьких зрителей стараемся ставить так: развлекая, воспитывать, побуждать к размышлениям.

     – Как относитесь к постановкам классических произведений? Отдаете предпочтение бережному отношению к ним? Или экспериментам?

     В.В. Гранов:

      – Если посмотрим на афишу любого российского театра, найдем обязательно одно или несколько произведений, поставленных по русской классике, потому что классические произведения поднимают вопросы, присущие каждому поколению. И каждое поколение через классические произведения ищет ответы на вопросы, которые волнуют. Поэтому классика всегда популярна.

     Другое дело, как относиться к подобного рода постановкам. Если посмотрим спектакли советского и российского режиссера Петра Фоменко «Война и мир» и «Волки и овцы», то увидим, насколько трепетно, интересно, современно поставлены эти спектакли, насколько они волнуют зрителей не только в нашей стране. Я видел его «Войну и мир» во французском городе Лионе с субтитрами: зал, затаив дыхание, смотрел спектакль и долго не отпускал артистов со сцены, зрители долго не расходились, обсуждали постановку в фойе. Спектакль был живой в отличие от множества других постановок по классическим произведениям, в которых режиссеры, вместо того чтобы обращаться к публике с какой-то своей болью, с чем-то, что их волнует, показывают: смотрите, как умею обращаться с классикой. К сожалению, такое отношение к классике в современном театре довольно распространено. Не говорю, что нужно ставить классические тексты максимально традиционно, отбросив все эксперименты. Но экспериментировать стоит гуманно, бережно, проводя точный анализ текста и понимая, о чем разговаривать со зрителем с помощью классики.

     А.В. Курицын:

     – Положительно отношусь классике, которая уже прошла испытание годами и ставится много лет не только в российских, но и зарубежных театрах. Как ребенка учат ходить, так и классика должна быть обязательно в основах театра. Студентов театральных институтов нужно учить именно основе, восприятию классики, а не прибегать к экспериментам.

      А «ломать» классику… В угоду чему? Я – не против экспериментов, но когда они действуют в угоду только привлечению зрителей… Ради чего существует классика? Самый лучший критерий – это то, что будет приятно смотреть вместе со своим ребенком. Любой эксперимент, который есть в классике, не должен противоречить твоему моральному кодексу. А эксперименты… От этого никуда не уйдешь. Мы не смотрим сейчас, предположим, «Маскарад» (советский художественный фильм 1941 года режиссера С. Герасимова. – Прим. авт.), в котором играл Николай Мордвинов. Великолепный был фильм по тем временам. Но смотришь этот фильм сегодня и понимаешь, что сейчас и игра другая, и время тоже. Другие темпы жизни, другое восприятие. Фильм кажется наивным, не веришь актерам – они играют не так... Но это не значит, что в постановке пьесы У. Шекспира «Гамлет» актеры должны вытаскивать мобильные телефоны. Это не современность.

     Режиссеру нужно задать себе вопрос: а тот, кто написал произведение, кого ты считаешь гениальным, как посмотрит на это? Перевернется в гробу пять раз или скажет: «Молодец! Хорошо ты сделал». Эксперименты нужны для того, чтобы помочь современному человеку глубже понять произведение. То, что волновало людей 100-200 лет назад, волнует зрителей и сегодня.

     Д.А. Скирта:

      – Сразу хочу отметить, что, на мой взгляд, истинную классику отличает то, что она актуальна и сегодня. К классике отношусь с превеликим трепетом и отдаю предпочтение бережному отношению к материалу. Что касается экспериментов в рамках классического произведения, то единственная цель их – эпатировать публику. Режиссер имеет право на видение пьесы под своим углом, через свою призму восприятия, но если он идет вопреки мысли драматурга, то ничего хорошего из этого не получится.

     Б.С. Парманов:

    ˗ Театр предпочитает бережное отношение к классическим произведениям, которые всегда современны и актуальны.

     - Как изменились театральные постановки за последние десятилетия?

      А.В. Курицын:

       ¬ К сожалению, театр превращается в добычу денег. Духовность уходит, заменяется стяжательством. Не могу говорить про все театры, но часто режиссеры думают о себе, о том, чтобы показать только собственное видение произведения...

      Многие пропускают «застольный период», когда обсуждается пьеса. Он очень важен: нужно разбирать каждую сцену, характер, придумать мизансцену… Это длительный процесс, договариваешься с актерами, переубеждаешь их, чтобы они доверяли тебе как режиссеру, чтобы потом вместе творить.

     Если этот период пропущен, зритель следит только за внешними аспектами и говорит: «О, как здорово актер исполнил современную песню!» А вышел из театра – и внутри ничего, пустота. Не раскрыт потенциал замысла произведения.

      Д.А. Скирта:

      - По-прежнему можем позволить себе ставить то, что считаем нужным, как считаем нужным.

      Б.С. Парманов:

      - Театр, как отражение жизни с художественной  правдой, должен идти в ногу со временем. С учётом появления новых сценических технологий появились и новые выразительные средства в сценографии. Но главной фигурой на сцене остаётся актёр, никакая сценическая техника не заменит его.

     - Как изменились вкусы театральной аудитории за последние годы?

     В.В. Гранов:

     - Вкусы зрителей меняются – мы их меняем. С помощью телевидения, антрепризных, быстро слепленных спектаклей, сделанных для того, чтобы привлечь зрителя и заработать денег на невзрачной комедии положений, чтобы люди могли только похохотать.

      Зрителя формируем сами. И имеем то, что имеем. Оторвать людей от телевизора, вывести их на другой уровень можно только очень качественными постановками в театре. Но, к сожалению, театр, как носитель новых нравственных идей, теряет положение.

     А.В. Курицын:

     - Трудно судить… Работаем для зрителя. Нам же интересна его реакция: аплодирует ли он, пишет ли рецензии, дарит ли цветы…

     После тяжелых дней многие приходят в театр, чтобы развлечься. Зрителя зачастую привлекают комедии, он получает удовольствие, но не помнит, о чем спектакль.

     Вкусы, конечно, стоит прививать, воспитывать зрителя классикой, тянуть его наверх... Нужно тянуть людей к высокому.

     Д.А. Скирта:

     - Во все времена охотников посмеяться всегда было больше, чем желающих впустить в себя чью-то трагическую биографию. И кто бы что ни говорил, любой театр всегда соберет большее количество зрителей на хорошей комедии, чем на древнегреческой трагедии. Как 10 лет назад, так и сейчас. Грустно, но факт.

    Б.С. Парманов:

    - Зритель стал намного моложе, требовательнее, тщательно изучает репертуар театра, придает большое значение художественности спектаклей. Интерес зрителя можно обеспечить постоянным профессиональным ростом сотрудников самого театра.  

 

Фото: yandex.ru/images/                                                                Арман Сарсенбаев