21.04.2023

«Мизантроп» взывает к жалости

200423.png

    Вчера в России состоялась премьера американского детективного фильма «Мизантроп». Режиссером картины является Дамиан Сифрон. Сценарий писал он же вместе с Джонатаном Вэйкхэмом. За операторскую работу отвечал Хавьер Хулия. Композитор – Картер Бёруэлл. Продюсеры – Стюарт Манашил, Аарон Райдер, Шейлин Вудли. В главных ролях – Шейлин Вудли, Бен Мендельсон, Ральф Айнесон.

     Вудли играет молодую сотрудницу полиции по имени Элеонора, которая пытается залечить психологические травмы, дабы оставаться сосредоточенной на работе. Ситуация меняется для героини, когда главный следователь ФБР Джеффри Ламмарк (его играет Бен Мендельсон) нанимает ее для участия в поиске серийного убийцы: Элеонора может оказаться единственным человеком, который способен понять мотивы действий убийцы и, наконец, привлечь его к ответственности.

     Фильм начинается тревожным эпизодом о беспрецедентном убийстве, происшедшем в городе Балтиморе. Местные полицейские и лучшие сотрудники ФБР объединяют усилия для поимки преступника… Затем по воле сценаристов в фильме появляется Ламмарк, чтобы возглавить расследование, и тут качество сценария начинает значительно снижаться. Нет, конечно, не из-за актерской игры: методы, которые Ламмарк использует в раскрытии преступления, кажутся странными для следователя, у которого, как предполагается, ˗ долгая карьера в ФБР.

     В ленте затронуты такие темы, как культура обращения с оружием, предвзятые представления о преступниках, негативные последствия деятельности сотрудников средств массовой информации, освещающих массовые убийства. Затрагивается и тема некомпетентности некоторых сотрудников правоохранительных органов: Элеоноре и Ламмарку постоянно мешает в поисках убийцы руководство, которое рассчитывает завершить расследование как можно быстрее, даже если это приведет к большему количеству жертв. В первой половине фильма несколько раз персонажи сетуют на социальное неравенство, но и эта тема не получает развития...  

      Складывается ощущение, что создатели киноленты стремились сделать нечто большее, чем детективный триллер. Но, растекаясь мыслью по древу, ввели в заблуждение зрителей, с трудом осознающих, какая тема ленты является основной, а какие второстепенны. Неясна и мораль: авторы, вероятно, хотели, чтобы зритель проникся сочувствием к убийце, оправдывают его действия низким социальным положением и психическими расстройствами. Но такой подход представляется абсурдным – какой адекватно мыслящий человек будет сопереживать убийце мирных граждан?

     Что радует в фильме, так это операторская работа Хавера Хулии. В большинстве статичных сцен оператор дает зрителям возможность подумать о смысле произнесенных персонажами слов или продемонстрированных сцен. В динамичных эпизодах кадры быстро сменяют друг друга, попутно меняется ракурс. А холодные тона способствуют формированию мрачной атмосферы, соответствующей содержанию фильма. Помимо работы оператора, стоит отметить музыку Бёруэлла, которая играет не последнюю роль в создании гнетущей атмосферы.

     Диалоги лаконичны и доступны для восприятия. Как и в других фильмах этого жанра, в «Мизантропе» есть шокирующие сцены. Как кинокартина о серийном маньяке, временами она действительно способна напугать зрителей, особенно когда демонстрируется процесс убийства.

     Сюжетное повествование кажется непоследовательным. В первой половине киноленты зрителю демонстрируют героиню, которую одолевают душевные терзания из-за ее прошлого, деталей которого никто из зрителей не узнает. В середине фильма внимание авторов смещается на поимку ультраправых активистов, которые не имеют отношения к общей сюжетной линии, что рушит целостность картины. Создается впечатление, что авторам было нечем заполнить смысловые бреши в сценарии. Лишь ближе к финалу зрители узнают о причинах поведения преступника.

     В целом искусная операторская работа и качественная звукорежиссура затмевается либо неправдоподобными элементами сценария, либо эпизодами, которые не имеют отношения к сюжету. Сценарий Сифрона и Вэйкхэма вряд ли побудит зрителей посмотреть картину повторно.

Иллюстрация: kinopoisk.ru                                             Арман Сарсенбаев