29.04.2023

Несчастная любовь, страдания…

020523.jpg

      Вчера в Омском Доме актера им. Н.Д. Чонишвили состоялась премьера театрализованной постановки «Островский. Игра в куклы». Постановщиком стала Анастасия Старцева, главный режиссер Омского театра юного зрителя. Художник – Марья Белкина, хореограф – заслуженный артист России Виктор Тзапташвилли, педагог по вокалу – Мария Степанова.

     Как следует из названия, основой для спектакля послужили произведения русского драматурга А.Н. Островского. Для постановки авторы использовали три пьесы классика: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка».

     В начале спектакля – «Гроза». Актеры демонстрируют эпизод, в котором богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова выказывает недовольство своему сыну Тихону Ивановичу за то, что тот уделяет слишком мало внимание матери, вместо этого заботясь о жене Катерине, которая не мила Кабанихе. Показано, как степень претензий купчихи к снохе возрастает, а сам Тихон из-за страха перед своей матушкой боится ей перечить. Катерина охладевает к мужу и влюбляется в другого мужчину, что в дальнейшем приводит к трагедии…

      Освещение сцены уменьшилось, заменены декорации, актеры надели иные костюмы. Через мгновение взору зрителя предстали персонажи пьесы «Бесприданница». Мужчины судачат о Харите Игнатьевне Огудаловой. Она-де никак не может удачно выдать замуж дочь Ларису Дмитриевну, у которой нет приданого. И все же находится мужчина Юлий Капитоныч, с которым она согласна связать узы брака. Однако далее появляется Сергей Паратов, богатый судовладелец, в которого влюбляется Лариса. Их роман причиняет героине душевные страдания, а разъяренный изменой Юлий превращает и это произведение в трагедию…

      …Быстрая смена декораций – и перед зрителями предстает «Снегурочка». В отличие от предыдущих пьес эта является сказкой, действия разворачиваются в вымышленном царстве, а действующими лицами являются персонажи произведений русского народного творчества, например, Дед Мороз, царь Берендей и Снегурочка. Содержание повествования и в этой части спектакля весьма печально…

      В начале каждой части на сцену ввозят тубус, в котором неподвижно стоит героиня. Данная конструкция похожа на упаковку для игрушек – кукол, что отсылает зрителей к названию спектакля. Быть может, это является аллюзией на современные реалии. Ведь Лариса Дмитриевна незадолго до сюжетной развязки говорит: «Я – вещь»… Не подводят ли тем самым авторы спектакля зрителей к мысли о том, что каждый человек раним, близко к сердцу воспринимает грубость, жестокость, а его душевные переживания заслуживают деликатного отношения?..

     Декораций на сцене немного, зато почти ничто не отвлекает гостей театра от действий и реплик персонажей. Некоторые особенности постановки могут вызвать у консервативного зрителя негодование. В сцене, когда Лариса Дмитриевна и Паратов танцуют на судне, играет современная музыка – популярная в прошлом композиция российской певицы Чичериной «Ту-лу-ла»; а в эпизоде, когда Тихон Иваныч разговаривает с Катериной, то газированный напиток он испивает из металлической банки, коей, естественно, не могло быть в представляемую эпоху. Попытки постановщиков спроецировать произведения классики на современные реалии не новы: давно уже не удивляет зрителей, например, появление на театральных сценах облаченного в джинсы Ромео, героя пьесы Шекспира.  

      Сюжет трех произведений представлен короче, чем это было в оригиналах. Повествование сокращено, как следствие, реплики персонажей уменьшены, а какие-то и вовсе отсутствуют в новом прочтении пьес. Видимо, такое решение было принято из-за хронометража: театральная постановка длится не более полутора часов. Представленные в спектакле произведения А.Н. Островского знакомы многим еще со школьной скамьи, так что подобный подход к композиции постановки выглядит уместным.

      Части представления объединены темой несчастной любви. Помимо персонажей, имеющихся в двух последних пьесах, режиссер решил добавить еще одного. Это барыня из «Грозы», которая является зрителям перед кульминацией в каждой из трех частей. Она указывает перстом на героиню и зловещим голосом молвит: «Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь – погибель наша!»

     Лишен спектакль эклектики, что часто бывает, когда автор стремится в одной постановке продемонстрировать несколько сюжетных арок. Данное решение, а также единое музыкальное сопровождение и актерский состав делают различные части спектакля для восприятия однородными.

Фото: tuzomsk.ru                                                                        Арман Сарсенбаев