26.05.2023
Дали видно издали
Вчера в России состоялась премьера ленты «Быть Сальвадором Дали». Режиссер – Мэри Хэррон, известная кинолюбителям по картине «Американский психопат». Сценарий написал Джон Уолш. Оператор – Марсель Зискинд. Продюсеры: Крис Кёрлинг, Сэмми Джек Прессман, Кэрол Бидо. В главных ролях – Бен Кингсли, Барбара Зукова, Эзра Миллер, Кристофер Брини.
Фильм рассказывает о популярном испанском живописце и скульпторе Сальвадоре Дали, о том, как он стал творцом собственного мира, полного фантазий и сюрреалистических образов. Роль эпатажного художника исполнил британский актер Бен Кингсли, который известен участием в съемках, в частности, таких картин, как «Список Шиндлера» и «Сопрано».
В начале ленты молодой сотрудник художественной галереи Джеймс, коего сыграл набирающий популярность актер Кристофер Брини, знакомится с Дали. Джеймс является поклонником эпатажного творца. Каждый взгляд юноши, направленный в сторону художника, наполнен восхищением, а предложение стать помощником в мастерской живописца вызывает у молодого человека восторг. Когда-то он хотел стать художником, но осознал, что не обладает талантом. Как не приобщиться к опыту знаменитого живописца, если появилась такая возможность! Но Сальвадор Дали переживает кризис: он редко занимается написанием картин, зато с завидной регулярностью организует балы и званые ужины, не считая траты.
Помогают ли раскрыть замысел сценариста и режиссера оператор и монтажер? Операторская работа Зискинда не является выдающейся, однако поведение кинокамеры соответствует темпу повествования. Монтаж Алекс Маки лишен вычурности: переходы кадров между разными сценами плавны, дабы не отвлекать зрителя от сюжета, а преимущественно холодные оттенки вызывают успокаивающий эффект.
Брини в роли Джеймса способен, как отмечено выше, выразить восхищение. А что еще? Если актер чем-то и отличается в ленте, так это неубедительностью. Эмоция на его лице в большинстве эпизодов выражена одна – безразличие: взгляд вперед с периодическим открытием рта. На фоне Зуковой, умело сыгравшей жену и музу Дали Галу, или Миллера, продемонстрировавшего живописца в юные годы, Брини выглядит блекло, навевает на зрителя скуку. Кроме того, представленный им персонаж является весьма невзрачной фигурой в фильме, что вкупе с уровнем актерской игры негативно сказывается на восприятии картины.
Дали предстает перед зрителем необычным человеком. Джеймс отмечает, что живописец – это «человек с другой планеты». И действительно, эпатажные высказывания и действия Дали формируют впечатление о том, что этот человек особенный: случайно порезав палец, он начинает кататься по полу, говоря, что это приведет к скорой смерти, ведь это рука «самого Дали». В иной раз художник утверждает, что он подобен богу. Кингсли удалось изобразить творческую личность, его игра убедительна и выразительна. Он проявил мастерство в создании образа, показав яркую индивидуальность и эксцентричность Дали, отразив его творческий гений и особый взгляд на мир. Но, несмотря на исключительность, Дали – человек. «Законы физики касаются всех», ¬ говорит один из сотрудников галереи, размышляя о возможной кончине художника.
Как определить жанр ленты? Что в нем главное – биографические или комедийные мотивы об отношениях Дали и Галы, или криминально-драматические, или попытки раскрыть секреты мастерства художника, процесс рождения и воплощения им творческих замыслов? Кажется, режиссер и сценарист не смогли ответить на эти вопросы. Из-за смещенных создателями фильма акцентов нарушается баланс целостности восприятия произведения. Виной тому – сюжетные линии, не получившие развития: незаконная торговля подделками работ Дали, личная жизнь Джеймса. Эти подробности распыляют внимание зрителя, отчего финал фильма настигает его неожиданно, оставляя множество вопросов…
Фото: kinopoisk.ru Арман Сарсенбаев