05.06.2023

Спиваков представил «Реквием»

Only-Mozart-9.jpg

Вчера в Омске завершился фестиваль «Спиваков приглашает». Национальный филармонический оркестр России исполнил произведения русских композиторов: концерт № 3 С. Рахманинова и кантату «Иоанн Дамаскин» С. Танеева.

     Оркестр совершает гастрольный тур по стране, посвященный 20-летию коллектива музыкантов. Художественным руководителем и главным дирижером является народный артист СССР В. Спиваков. Программа фестиваля разнообразна: в первые дни этого месяца в Омске исполнены концерт для фортепиано с оркестром № 23 австрийского композитора В.А. Моцарта, симфонии русского композитора П. Чайковского и немецкого композитора Ф. Мендельсона, с 6 по 10 июня оркестр выступит в Перми. На сайте оркестра объяснен выбор В. Спиваковым двух городов. В частности, отражено его мнение о том, что «в Омске есть все, что необходимо для успешного проведения фестиваля, – выдающийся по своим акустическим характеристикам и дизайну концертный зал, заинтересованность и активная поддержка руководства региона и филармонии и, наконец, глубоко чувствующая и прекрасно подготовленная к восприятию классической музыки публика».

     В минувшую субботу оркестр и Академический большой хор (художественный руководитель и главный дирижер Л. Конторович) исполнили «Реквием» В.А. Моцарта. Это последнее прижизненное произведение, созданное композитором, работа над ним не была завершена. Несмотря на это музыковеды признают, что «Реквием» является одним их важнейших творений Моцарта.

    Национальный филармонический оркестр России популярен. Пользователи в интернете не скрывают восторга: «горжусь лучшим симфоническим оркестром страны», «невероятный оркестр», «замечательные люди, профессиональные музыканты», «радует внимание оркестра русской классике». А каковы мнения музыковедов? Британский журнал «Граммофон», пишущий о симфонической музыке, в 2008 году попытался определить рейтинг лучших оркестров мира. Среди 20 первых – три отечественных: Мариинского театра, Российский национальный и оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В 2013 году в числе 20 лучших в мире согласно рейтингу, составленному международным музыкальным онлайн-изданием «Бахтрэк», оказался Российский национальный оркестр. Двумя годами позднее в подобном рейтинге, составленном тем же изданием, среди десяти лучших не назван ни один отечественный оркестр. В 2009 году «Независимая газета», отметив, что рейтинг не совершенен, определила лучшие оркестры Москвы, Национальный филармонический оркестр России оказался на втором месте.

      Статус оркестра в музыкальном мире высок. В 2010-2015 годах, как отмечает РИА «Новости», музыкантами записаны несколько альбомов для фирмы звукозаписи Sony Music с сочинениями П. Чайковского, С. Рахманинова, норвежского композитора Э. Грига.

      Исполнители 14 частей «Реквиема» отразили в музыке и пении душевное смятение, страдания, испытываемые человеком. Выступление хора завораживает, утонченное исполнение музыки пленяет. Произведение Моцарта  проникнуто гуманизмом, любовью к человеку, сочувствием к нему. Хотя скорбное настроение, мысль о неотвратимости смерти, боль прощания с жизнью пронизывают «Реквием», некоторые части контрастируют друг с другом: трагические мотивы сменяются теми, что отражают состояние умиротворенности, просветления, ликования. Что в большей мере отразила музыка, исполненная оркестром, − драматизм, трагизм бытия или жизнеутверждающую силу гуманизма? Не побуждают ли музыкальные размышления о вечном, прошлом желание слушателя отмести все мелкое, наносное, что отнимает подчас душевные силы, сосредоточить внимание на важном, ценном для раскрытия своего потенциала, с большим вниманием отнестись к окружающим, их чувствам, переживаниям? Каждый слушатель «Реквиема» мог ответить на эти вопросы по-своему…   

      Омичи, пришедшие на концерт, кажется, подтвердили мнение Спивакова об утонченном вкусе сибирской публики. Благодаря музыкантам оркестра и хористам слушатели сумели глубже осознать художественную ценность произведения Моцарта и в течение нескольких минут, стоя, рукоплескали исполнителям. Премией для слушателей стало исполнение хорала «Иисус, моя радость» из кантаты 147 И.С. Баха, не предусмотренное программой концерта.      

Фото: nfor.ru/fotogalereya/only-mozart                                   Владимир Соколов