15.06.2023

Вена музыкой богата

150623.jpg

     Вчера в Омске академический симфонический оркестр исполнил произведения композиторов, годы жизни которых связаны с австрийской столицей Веной. Сибиряки услышали симфонию № 94 Й. Гайдна, концерт для флейты с оркестром В.А. Моцарта и симфонию № 2 Л. Бетховена.

     Из биографических данных известно, что Гайдн впервые приехал в Вену восьмилетним мальчиком для пения в капелле, а позднее, став известным композитором, жил в этом городе, с 1754 по 1756 год служил капельмейстером при дворе графа фон Морцина. Моцарт и Бетховен отдали Вене по десять лет. Работая в этом городе, Моцарт достиг зенита славы, успешно концертировал, имел множество учеников. С Веной связана и насыщенная активной деятельностью жизнь Бетховена, который был популярен как пианист, композитор и учитель.   

     Если премьера симфонии Гайдна состоялась в марте 1792 года в британской столице Лондоне и увенчалась успехом, то не менее удачно  исполнил его произведение омский оркестр. Музыкантам удалось передать замысел композитора, отразить народное веселье и танцевальные ритмы, юмористические мотивы и вариации на темы народных песен. При этом звучала музыка изящная, одухотворенная.

     При исполнении произведения Моцарта на сцене блистала флейтистка Ирина Стачинская. Она – не новичок в музыкальном искусстве. Как поясняет сайт Московского института музыки, концертную деятельность она начала в шесть лет, когда поступила в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных. Известны учеба в аспирантуре Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже, сольные выступления Стачинской в американских городах Чикаго и Вашингтоне, гастрольные туры по Японии и Южной Корее.

      Артистичная, в меру раскованная, музыкант, кажется, привлекла внимание к флейте тех слушателей, которые прежде, может быть, недооценивали звучание этого инструмента. Под стать ей был главный дирижер оркестра Д. Васильев, чья искренность, эмоциональность, вероятно, вдохновляли оркестрантов на творческие свершения. Тем удачнее оказалось их выступление, отразившее совершенство музыкальной формы концерта для флейты с оркестром, поэтичность, изысканность творчества композитора, выразительность, красоту мелодичных образов, содержащихся в произведении.

      Исполняя вторую симфонию Бетховена, оркестр отразил тягу композитора к монументальности. Произведение впервые было представлено слушателям в апреле 1803 года в зале венской оперы и высоко оценено публикой.

     Бетховен восхитителен: его музыке свойственны и воинственные тона, и неустойчивые гармонии. Исполняя вторую часть симфонии, оркестр отразил лирические размышления композитора, напевные мелодии следовали одна за другой. Третья часть произведения насыщена динамизмом, оригинальными ритмическими ходами. Оркестр показал творческую силу, остроумие, утонченность композитора, его мечтания, раздумья… Не полна ли музыка Бетховена непоколебимой веры в огромные возможности человека, его талант, способность совершить много доброго, полезного для окружающих?

     Омский оркестр, кажется, продемонстрировал лучшие качества. Он, ценитель изящных классических произведений, установил не столько формальную связь композиторов, живших в Вене, сколько и творческое родство, и разнообразие музыкальных идей, отраженных в симфониях и концерте.  

Фото: https://yandex.ru/images/                                      Владимир Соколов