14.07.2023

                                   

      Сегодня исполнилось 280 лет со дня рождения Гавриила Романовича Державина, русского поэта эпохи Просвещения, государственного деятеля Российской империи. Литературный критик и теоретик В.Г. Белинский называл Державина Ильей Муромцем нашей поэзии, поэт, драматург и прозаик А.С. Пушкин отмечал, что некоторые оды поэта исполнены порывами истинного гения. Русский литературовед Д.П. Святополк-Мирский подчеркивал, что у Державина была сочувственность общей жизни, которой отмечены высшие поэты современности. В беседе о деятельности Державина участвуют доктор филологических наук, профессор Е.А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор А.Э. Еремеев, кандидаты филологических наук О.В. Попова, К.А. Ожерельев. 

       Каковы особенности дарования Державина-поэта?

      Е.А. Акелькина:

      – Поэзия Державина была, грубо говоря, смесью всего со всем. Он – поэт переходного времени. Литературный язык еще не сложился, жанровая структура оды становилась ему тесна, и он включает в свои оды пейзажную лирику, автобиографические фрагменты, шутки. Он трансформирует жанры, преодолевает их жесткость. Вообще Державиным можно интересоваться, но очень трудно восхищаться как поэтом. Пушкин в свое время написал о нем: «Кумир Державина на одну четверть золотой, на три четверти свинцовый». И это правда. Стилистической выдержки классицизма у него не было, но именно это создавало живую речь, живой стих.

     И когда мы говорим о Державине, мне кажется, стоит быть благодарными ему за то, что он создал гражданскую лирику, что он, будучи поэтом переходного времени, разработал интересные межжанровые трансформации. Ну и конечно же, он был талантливым стихотворцем, да, другого масштаба, чем Пушкин, но не менее важным для русской литературы.

    А.Э. Еремеев:

      – Если бы не было Державина, не было бы и Пушкина. Многие литературоведы говорят, что это невозможно. По мирочувствованию, по осмыслению бытия не Державин конгениален Пушкину, а Пушкин конгениален Державину. Ту радость жизни, которую он воссоздал в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская», то огромное понимание, что такое земная жизнь, загробная жизнь и что такое Бог для русского православного человека, это всё передалось Александру Сергеевичу Пушкину. Поэтому Державина нельзя не только забыть, его нельзя вычеркнуть…

      Это переходный процесс. Взять мыслительный стихотворный процесс, то, как Державин рифмует и как подбирает слова, – это всё говорит о переосмыслении бытия и о том, что откроется человеку в первой трети XIX века. Даже не как личность, а именно как поэт Державин стоит на одной высоте с Ломоносовым. Державин – сам по себе. Он – то выдающееся явление русской культуры и литературы, которое будет жить веками. У любой классики есть феномен отзываться на эпохальном моменте жизни, и если сегодня прочитаем произведения Державина, увидим то, что необходимо современному человеку в осмыслении бытия.

      О.В. Попова:

      – Критики оценивали Державина по-разному, и даже по отношению к одним и тем же стихотворениям известны противоречивые мнения. Мне понравилась одна из характеристик Белинского, когда он написал о Державине: «В стихотворениях Державина видна практическая философия ума русского; посему главное отличительное их свойство есть народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи».

     К.А. Ожерельев:

     – Вне всякого сомнения, Державин – поэт переходного периода. Он был классицистом и перерастал классицизм. Есть в его творчестве и то, что было в эпоху сентиментализма, и то, что дало начало философскому осмыслению бытия в русской поэзии. Критическое осмысление произведений Державина неоднозначно, что лишний раз говорит о величине его таланта.

      Каковы особенности его дарования, однозначно ответить нельзя. На мой взгляд, его особенность – это творческие лучи, мыслительные и эстетические в том числе, которые он направил не только в век свой, когда Державин начинался как личность и поэт, но и в XIX, XX и XXI века. И стихотворения Державина прочесть смогут, убежден, представители и будущих поколений, но понять его еще предстоит...

     – Российский император Александр I в октябре 1803 года подчеркнул, что Державин очень ревностно служит, после чего Гавриил Романович был освобожден от государственной службы. Русский поэт и историк литературы В.Ф. Ходасевич писал, что в качестве кабинет-секретаря Екатерины II Державин был весьма взыскателен к высокопоставленным чиновникам, а к императрице беспощаден. Это констатация факта или преувеличение?

     Е.А. Акелькина:

      – Державин был и солдат, и политический деятель, и сенатор, и поэт. Но, главное, он был человеком, себя сделавшим. Он служил рядовым, знал низовую армию и получил первый офицерский чин только через десять лет службы в Преображенском полку. А затем его отправили на подавление восстания Пугачева на Урале…

      Биография Державина напомнила мне биографию Петруши Гринева, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Державин, как и Гринев, – человек порядочный, нравственный, честный. И когда он подавляет восстание, выполняет свой долг, пишет записку о том, почему оно произошло.

     − Державин в большей степени – поэт или государственный деятель?  Каково значение его деятельности как правителя сначала Олонецкого, затем – Тамбовского наместничества, позднее – министра юстиции Российской империи?

     Е.А. Акелькина:

     − Вообще всю жизнь он был правдолюбцем, причем твердым, прямолинейным. Когда его отправили правителем Олонецкого наместничества, он начал бороться с мздоимством. Затем его направили в Тамбовское наместничество, где он тоже боролся с ворьем. И когда императрица Екатерина II взяла его своим секретарем, Державин продолжил делать то же, что и наместником, попытался «истину царям с улыбкой говорить». Он был деятелем в настоящем смысле, но не царедворцем. И каждый раз его убирали с должностей, потому что уж очень он был ретивым борцом с коррупцией и человеком вполне гражданственным.

      – В каком произведении наиболее ярко, выпукло проявилось мастерство Державина-поэта?

     Е.А. Акелькина:

     – Удивительно, но до сих пор с некоторой оторопью воспринимаю его творчество. Человек, не окончивший даже гимназию, опубликовал в 1784 году великолепное философское стихотворение «Бог».

      О.В. Попова:

     – Творчество Державина пронизано тем, что он через служение Богу и восприятие божественного начала анализирует всё вокруг себя, начиная от служения царю и заканчивая природой. Актуально звучит стихотворение «Властителям и судиям». Понимание служения людям, служения в высоком смысле слова отражается через божественное миропонимание. В творчестве Державина это – один из основополагающих мотивов. И последние строки стихотворения «Надежда на Бога» передают то, что быть честным перед самим собой – значит быть честным перед другими. Это то, что близко мне в творчестве Державина.

   Иллюстрация:                                               Беседу вел Рафаэль Юрасов

В.Л. Боровиковский.

Портрет Г.Р. Державина. 1795 г.