09.11.2023

«Тургенев создал героя времени»

091123.jpg

     Сегодня исполнилось 205 лет со дня рождения русского писателя, поэта, публициста Ивана Сергеевича Тургенева. «Слово» адресовало несколько вопросов о творчестве писателя доктору филологических наук, профессору Омской гуманитарной академии Е.А. Акелькиной и кандидату филологических наук, доценту Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Ю.А. Гимрановой.

     − В России ценители творчества И.С. Тургенева характеризовали различные стороны его дарования, высказали мнения и о том, что показалось им спорным. Писатель и просветитель Л.Н. Толстой считал, что главное в Тургеневе – это его правдивость. Советский писатель М. Горький называл Тургенева хорошим реалистом. В то же время, с точки зрения писателя и литературного критика А.В. Дружинина, он был слаб в смысле объективного творчества, а писатель и драматург А.П. Чехов полагал, в частности, что все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и фальшью. Что же в большей мере проявилось в творчестве Тургенева – правдивость, реалистичность или слабая объективность?

     Е.А. Акелькина:

    − Очень многие собратья по перу считают, что если кто-то работает по-другому, он не прав, или иногда завидуют. Среди писателей мало объективных людей в отношении коллег. Может быть, Пушкин и отчасти Достоевский умели радоваться успехам других. Дело в том, что у Тургенева совершенно уникальное место в русской литературе. Он пробовал себя во всех жанрах, у него есть несколько романсов, писал стихи, повести, рассказы, очерки. Тургенев был удивительным писателем, жил в такую эпоху, середине XIX века, когда менялось очень многое. Вчера еще, так сказать, было крепостное право, завтра его отменили и возникли другие вызовы времени. И Тургенев на эти вызовы ответил, создал русский социально-психологический роман. Сначала возникло «Дворянское гнездо», потом «Отцы и дети»…

     И его героям, как сказал в свое время писатель и публицист А.И. Герцен, стали подражать. Тургенев создал героя времени, и от времени он очень сильно зависел.

     Ю.А. Гимранова:

     − В творческом наследии Тургенева читателя поражает в первую очередь его реалистичность. И речь не только об отражении типичных героев русской культуры, а о точности рисунка изображенной сцены: будь то появление героя или описание местности. Прозу Тургенева можно сравнить с картиной, рассматривая детали которой мы, читатели, расширяем пространство романа, повести, рассказа и погружаемся в текст. Думаю, что набоковское сравнение творческого метода Тургенева с написанием картины акварелью (гибкой, нежной, живой) наиболее точное. Именно эта черта таланта классика придает его прозе реалистичность изображения.

      − Писатель И.А. Гончаров подчеркивал, что Тургенев создал неподражаемые пейзажи русской природы. Поэт А.А. Григорьев отмечал, что у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе: живое сочувствие, тонкое понимание ее красот. Способны ли описания Тургеневым природы поразить воображение человека, живущего в XXI веке, или оценить их по достоинству могут только литературоведы?

     Е.А. Акелькина:

      − К русской природе он относился уникально, собственно, все писатели к ней хорошо относились, но Тургенев, пожалуй, – на первом месте. Его детство было несчастливым в том смысле, что семья – богатая, но властная мать… Пока он не освободился от давления маменьки, сбегал на природу. И природа его успокаивала, гармонизировала, и он описывал её прекрасно. Сегодня такой природы, которую описывал и видел Тургенев, нет.

      Ю.А. Гимранова:

      − Уверена, что способны. Это понимает не только литературовед, но и любой читатель, ведь еще не было писателя, который бы так же правдиво, реалистично, богато погружался в описания природы. Многие приближаются, но в этой близости ярче становятся недоработки, все отдаляющие этих писателей от тургеневского идеала.

       − Какое произведение Тургенева произвело на вас наибольшее впечатление?

       Е.А. Акелькина:

       − Очень плохо изучено позднее творчество Тургенева и какие-то необычные жанры. Я и большинство омских литературоведов занимаемся изучением актуальной проблемы философской прозы. Тургеневу, который имел степень магистра философии, хотелось написать философскую прозу, где отражены не только размышления о современных вещах, но и всемирные проблемы. И в своё время, когда вышла монография «Пути развития русской философской прозы», у меня там был раздел о тургеневской философской прозе. Она, действительно, хуже остальных произведений изучена. Это повести «Призраки», «Довольно» и цикл его стихотворений в прозе «Senilia». Кстати,  в  «Senilia» не удалась философская проза, не хватило чего-то… Об этом много в своё время спорили. Кроме того, в последние годы жизни Тургенев пробовал себя в каких-то раньше для него не существовавших жанрах. Он создал литературные и житейские воспоминания обо всех людях, с кем он виделся, встречался, рассказал о первой встрече с Пушкиным и другими современниками.

     В конце жизни Тургенев писал удивительные вещи. Их называют таинственными повестями. И эти повести меня очень интересуют. Есть такой рассказ «Собака», мистический совершенно, о том, как собака помогает предсказать несчастье, которое может с хозяином произойти. Интересны и такие повести, как «Сон», «Несчастная», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич»…

      Если сказать о том, что мне нравится, то самый удачный, на мой взгляд, из романов – это «Дворянское гнездо». Нравится и романс «Утро туманное, утро седое».

      Ю.А. Гимранова:

       − Наибольшее впечатление на меня произвели «Стихотворения в прозе (Senilia)». Обратившись к ним в студенчестве для написания курсовой работы, я открыла для себя мудрые, душевные тексты. Настолько тонкие и скрупулезно сотканные, что они завораживают. Перечитываю их каждый год, и для меня открывается новая грань смысла этих коротких зарисовок: то, что было скрыто раньше, с годами приоткрывается. Думаю, что еще не всю глубину этих зарисовок уловила… Буду стараться…

  Иллюстрация:                                                                 Дарья Казаченко,

 И. Репин. Портрет И.С. Тургенева                                  Владимир Соколов