10.11.2023

Катастрофа в семье

101123.jpg

       Вчера в России состоялась премьера фильма «Катастрофа» (Франция, Бельгия). Режиссер Жюст Филиппо, он же соавтор сценария вместе с Ясином Баддаем, в прошлом – постановщик мистической драмы «Рой», решил рассказать о возможных последствиях глобального потепления и возникновения кислотных дождей, уничтожающих не только все живое, но и различные архитектурные сооружения. Фильм сочетает жанры драмы, фантастики и триллера, благодаря чему приобрел рейтинг 18+.

      В первые минуты фильма зрители ознакомляются с негативными эмоциями, которые испытывают персонажи, сложно понять, что происходит на экране. Такая ситуация длится вплоть до тридцатой минуты – только через этот промежуток создатели ленты ясно представили основную мысль, заложенную в сценарии.

      Среди персонажей картины – отец пятнадцатилетней Сельмы (Пейшнс Мюнхенбах) Мишаль (Гийом Кане), сыгравший ранее в фильме «Астерикс и Обеликс: Поднебесная». Порой он агрессивен, но при этом делает все ради спасения; прямолинеен, но данную особенность можно оправдать надвигающейся природной катастрофой. Несмотря на развод с женой Элизой (Летиция Дош), Мишаль все равно готов прийти ей и дочери на помощь.

     Поведение Сельмы вызывает лишь негативные эмоции. В свои пятнадцать она не научена нормам коммуникации со сверстниками, многое недоговаривает и на фоне развода родителей так же, как отец, выражает агрессию, противоречиво реагирует на различные ситуации: то плачет, то кричит; то с вниманием относится к родителям, то просит их «убраться прочь». На фоне природного катаклизма такое поведение кажется неприемлемым, когда дорогие люди хотят обеспечить ее безопасность. В актерский состав также вошли Мартен Версе (Уильям – брат Элизы), Мари Юнг (Дебора – женщина, что помогает отцу и дочери в трудный момент), Сулиан Брахим (Карин – новая любовь Мишаля).

      Фильм длится полтора часа и вызывает противоречивые эмоции. Создатели, как отмечено выше, раскрывают содержание картины постепенно, но «растяжение» сюжета лишь затрудняет восприятие ленты зрителями. Режиссер решил осветить круг тем: помимо халатного отношения современной цивилизации к планете отражена и тема недопонимания, возникшего между людьми не то что в социуме, а в одной семье. Фильм подводит зрителей к мысли о том, что лишь перед лицом большой беды люди могут сплотиться и вместе преодолевать преграды...

     Из достоинств ленты можно выделить то, что она соответствует жанру драмы. На пике трагичности событий, показанных на экране, наверное, зрители сопереживали персонажам: слезы, непонимание, злость и грусть… Положительной оценки заслуживает игра актеров, которые помогли зрителям глубже осмыслить происходящее на экране.

     Техническая оставляющая обеспечила зрелищность фильма: слышны звуки грома, видны последствия кислотного дождя, боль, испытываемая персонажами, кажется, переносит зрителей в эпицентр действия... Такие ощущения делают просмотр тревожным и запоминающимся.

      Финал «Катастрофы» оправдывает название – режиссер отошел от базового «счастливого конца» и показал возможную реальность. Последние пять минут дают надежду на благоприятный финал: персонажи наконец-то оказываются в безопасной зоне… Однако уже без Элизы, трагично погибшей в кислотной реке. Мишаль, серьезно пострадавший во время спасения дочери, оказывается на больничной койке, Сельма сидит рядом с ним. Тишина… И фильм заканчивается. Финал ленты можно назвать открытым: судьба персонажей, да и всего мира неясна, остается догадываться, как сложилась их жизнь в дальнейшем.  

      Какова реакция зрителей? Взволновали ли их до глубины души события, показанные на экране, или оставили равнодушными? Из 17 человек, находившихся в кинозале, четверо покинули его примерно за 15 минут до конца фильма.  

                                                                                 Александра Таболина

Иллюстрация: kinopoisk.ru