16.11.2023
…Воспел сибирскую природу
Вчера в омском центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка, посвященная жизни и деятельности художника Самуила Яковлевича Фельдмана (1893–1937). Реализация просветительского проекта приурочена к году наставника и педагога в России. Выставка помогает понять значение творчества художника не только для художественной культуры Сибири, но и истории Омска.
В выставочном зале, который открывается автопортретом Фельдмана, – два раздела. Первый раздел повествует о жизни художника: его нелегкой судьбе, семье, а также о преподавании в Омском художественно-педагогическом училище.
− Как сообщила старшая дочь художника Элла, Самуил Фельдман был очень общительным человеком, − сказала корреспонденту «Слова» главный научный сотрудник Музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля кандидат исторических наук И.Г. Девятьярова. − Играл в футбол, любил музыку, путешествовал и общался с образованными людьми, чтобы набрать впечатления для своих произведений.
Второй раздел демонстрирует работы учеников Фельдмана, имеющиеся в омских музеях. Представлены 60 работ. В их числе − портрет дочери Фельдмана Эллы и Абрама Пантофеля, портрет которого считается эксклюзивным на выставке, поскольку показан впервые; изображение студентки Павлы Горбуновой и врача-педиатра О.Л. Лурье. Имеются также пейзажные зарисовки, пленэрные работы, картины, посвященные сибирской природе.
− Все музеи, которые имеют произведения учеников художника, охотно предоставили их работы для организации выставки, − подчеркнула Ирина Григорьевна. − Творческое наследие Фельдмана невелико – 15 живописных и графических работ, а благодаря концепции «Учитель и ученики» выставка получилась насыщенной.
Пожалуй, самый известный из воспитанников художника – пейзажист Кондратий Белов, ставший народным художником РСФСР. Общим для учеников Фельдмана является то, что они переняли у учителя любовь к природе и внимание к деталям человеческой натуры. Их произведения исполнены в разных жанрах и техниках: то показывают действительность с помощью контрастных цветов, подчеркивая тяжесть предметов, чтобы заострить внимание на изображении человека, то, наоборот, применяют приемы «воздушности» пространства, исполняя картину в родственных цветах, границах между светлыми и темными тонами. Представленные картины позволяют проследить творческую связь между учителем и его учениками, то, какие способы отображения действительности передавались от одного графического карандаша к другому.
− В работах учеников прослеживается любовь к природе, характерная для Фельдмана, − отметила Ирина Григорьевна. − Он был очень внимателен к мотивам Сибири, и, конечно, его очень интересовал человек. Любил писать портреты, и в них неизменно подчеркивал значимость человека и его достоинство. В работах его учеников можно увидеть то же самое – глубокую психологическую характеристику и особую проникновенность…
Помимо показа живописных работ, на открытии выставки состоялась презентация научно-популярного издания «Самуил Яковлевич Фельдман. Художник, педагог, человек. 1893–1937», автором которого является Девятьярова.
− Эта небольшая книга рассказывает о творческом пути, трагической судьбе и жизни художника, − поясняет Ирина Григорьевна. − Многие факты оглашены впервые, поскольку мне удалось связаться с его внучкой, которая живет в Нью-Йорке, и с внуком советской оперной певицы Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой. Они предоставили фотографии и документы, которые можно найти в книге.
Фото: автор Александра Таболина