08.12.2023

Пиратские корабли на смену дирижаблям

2_2.jpg

         Вчера в России состоялась премьера полнометражного анимационного фильма японского режиссёра Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Он же – автор сценария. Художники – Е. Такесиге, Н. Есида, Т. Хонда, оператор – А. Окуи.

3_2.jpg

         Режиссер известен в качестве постановщика таких лент, как «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок». Предыдущими работами режиссера стали картины «Ветер крепчает» (2013) и «Гусеница Боро» (2018). Над  фильмом «Мальчик и птица» Миядзаки работал долгие семь лет. Каков результат?

       Герой картины – Махито Маки. Трагедия, которая произошла в его семье – во время воздушного налёта на Токио в первой половине 1940-х годов погибла мать мальчика Хисако, – вызывает сочувствие, переходящее в трепетное отношение к его поступкам. После смерти матери Махито вместе с отцом переехал из Токио в живописную глушь. В отдаленном поместье хозяйничает Нацуко, младшая сестра его матери, по стечению обстоятельств ставшая мачехой мальчика. Пережив трагедию, он почти перестает говорить. Махито не воспринимает новую жизнь, новый дом и новую жену отца, без раздумий отправляется туда, где живому человеку места нет, он отстаивает свое мнение и не питает иллюзий, что его мать может быть жива.

       Один сюжетный поворот с калейдоскопической быстротой следует за другим, что усложняет понимание содержания картины. Вот перед зрителями – живописные виды природы: усадьбы, деревни, леса, пруды. А в следующий момент перед ними предстает что-то фантастическое: птицы разговаривают, а люди колдуют и создают собственные миры...

      При просмотре трейлера ленты сложилось впечатление, что Серая Цапля – положительный персонаж, она поможет мальчику справиться с проблемами, распутать клубок недопонимания, возникшего между мачехой и его отцом. Согласно одному из вариантов развития сюжета могло оказаться, что в образе птицы предстанет умершая мать Махито. Серая Цапля – очень специфичный персонаж, в некоторой степени – отрицательный, поскольку птица эксплуатирует, что ли, душевную боль, испытываемую Махито, заставляет его последовать за ней в неизвестное…

       В неизвестное, так в неизвестное. Жанр фильма – фэнтези, драма, что вполне оправдано. Фантастичность мультфильма прослеживается благодаря почерку режиссера, его умению использовать свет, представлять пейзажи, изображать характеры персонажей. Показ на экране кучевых облаков и лучей солнца, пробивающихся через них, помогает зрителям быстро распознать, кто работал над картиной. Умение режиссера перенести их из жестокой реальности, где из-за войны умирают люди, а в школах ненавидят новеньких, в мир без каких-либо логических правил дает возможность уразуметь, что всегда существует контраст между реальностью и сказочной идиллией.

      Пожалуй, необычным является то, что Миядзаки решил сосредоточить внимание на мореходной теме. Предшествующие картины, снятые режиссером, насыщены элементами воздухоплавания, в них царили самолеты и дирижабли. В «Мальчике и птице» им на смену пришли парусники, пиратские корабли и лодки. Впрочем, фигуры, которые связаны с небесами, тоже активно участвуют в истории: алчные пеликаны норовят проглотить молодые души, а гигантские цветные попугаи, управляемые королем-генералом, не прочь продемонстрировать плотоядность. При этом в мультфильме царит атмосфера умиротворенности, он по-своему комичен: персонажи подчас ведут себя странно, поразительны их выкрики или, например, поведение старушек, что живут в усадьбе.

       После просмотра фильма остается чувство недосказанности, скорее всего, за счет открытого конца и резкого перехода от динамичной «беготни» героев от одной проблемы к другой, к легкому движению обратно, домой. Благодаря этому сюжет картины можно назвать кольцевым, а из последних слов Махито, когда он говорит, что «через год после окончания войны мы все вернулись обратно в Токио», можно понять, что семья: отец, мачеха и его младший брат – возвратились туда, откуда и началось развитие сюжета.

     Возможно, зрителям покажется заслуживающей внимания мысль Миядзаки: излечиться от утраты и травмы нельзя, но пережить – вполне возможно.

Иллюстрации: kinopoisk.ru                                                  Александра Таболина