25.12.2023

«Синюю птицу» видели дважды

261223.jpg

        Вчера омский экспериментальный театр «Комната #24» представил пьесу-притчу бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица». Она была показана дважды: 12 декабря состоялось дневное представление – в основном на нем присутствовали родители с детьми. Вчера же согласно замыслу создателей постановки (режиссер – Т. Корнилаева) состоялся ночной показ спектакля.    

        Сказка Метерлинка, написанная в 1905 году, впервые была поставлена 13 октября 1908 года в Московском художественном театре. В декабре 2023 года ее смогли увидеть и омские зрители всех возрастов. Почему всех? На этот вопрос помогает ответить само повествование: в ночь под Рождество Тильтиля и Митиль, брата и сестру, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Фея, которая очень похожа на их маму, дарит Тильтилю шапку с волшебным алмазом, способную перемещать его в будущее или прошлое. У настойчивого Тильтиля – безмятежная улыбка. Митиль не так полна энтузиазма в поиске Синей птицы, как брат, но когда Тильтиль сомневался или боялся чего-то, она оказывалась рядом.

      Благодаря волшебному подарку феи дети получают возможность видеть души вещей. Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и другие персонажи превращаются в живых существ, у каждого – свой характер. Огонь и Хлеб были словно заклятые враги. Первый по натуре был вспыльчив и категоричен, но в то же время защищал товарищей в путешествии. Хлеб можно описать одним словом – пацифист, который против различных опасностей. Особенностью постановки стало появление Тило и Тилетто – собаки и кошки. Они добавили сказке эмоциональности и комичности. Собака – друг человека, и это видно в отношении Тило к Тильтилю: она помогает ему в борьбе с трудностями. Кошка в свою очередь не то чтобы не была рада путешествию, скорее она даже пыталась запутать брата и его сестру, чтобы они не выполнили миссию…

        Книгу в 112 страниц авторы постановки укоротили до одного действия, длившегося полтора часа. Исключены некоторые этапы поиска Синей птицы, которые могли растянуть постановку. Зрители не увидели оживший лес, и не сказать, чтобы решение не показывать его было неправильным. Не особо удачным лишь является то, что зрителям дают мало пояснений при перемещении Тильтиля и Митиль. Когда они попадают в царство мертвых, зрители узнают об этом лишь в середине разговора детей с их бабушкой и дедушкой. Другой сбивающей с толку особенностью постановки является то, что театр решил утвердить на три роли одну актрису, которая сыграла фею Берилюну, Душу Света и мать Тильтиля и Митиль. Из-за этого решения тем, кто не читал оригинальное произведение, сложно понять, является ли выбор одной актрисы намеренным действием, которое скрывает тайный замысел автора, либо же «Комната #24» решила не прилагать больше усилий для поиска исполнителей.  

     Оценить оформление сцены несложно. Единственным украшением было то, что на заднем плане горела тепло-желтая гирлянда. Из-за грамотно выполненной работы с софитами разных цветов это не давало ощущения пустоты.

      Если сравнивать два премьерных дня, 12 и 24 декабря, то разница ощутима во времени показа и в количестве зрителей. Вчера спектакль начался в 22 часа, был приурочен к сочельнику, так как сказка повествует о рождественском времени. Позднее время не стало препятствием для зрителей.

     …Спектакль закончился. Прозвучали овации. Несмотря на некоторые спорные моменты в повествовании, актеры и режиссер сумели передать замысел Метерлинка – «быть смелым, чтобы видеть скрытое».

Иллюстрация: vk.com                                                             Александра Таболина