02.02.2024

Цифровые технологии для студента

020224.png

      Информатизация, как инструмент образования, благоприятствует формированию личности студента. Личности, которая в соответствии с требованиями работодателей обладает навыками использования цифровых технологий в профессиональной деятельности. Как цифровые технологии создают условия для совершенствования образовательного процесса в Омской гуманитарной академии? На этот и другие вопросы «Слова» ответили участники беседы за круглым столом: ректор Омской гуманитарной академии, профессор А.Э. Еремеев, первый проректор – проректор по образовательной деятельности и цифровизации Э.Б. Хвецкович, начальник отдела информационных технологий С.С. Застрожнов, начальник учебно-методического управления Г.А. Киргинцева, начальник отдела электронного и дистанционного обучения Е.С. Мокерова, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Л.Г. Ефимова.

     – Исследователи из ряда российских университетов в числе основных цифровых образовательных технологий называют облачную, мобильное пространство, веб-квест, онлайн-курсы и игрофикацию. Каким из них отдает предпочтение академия?

     Э.Б. Хвецкович:

     – Для начала хотел бы упомянуть особенности внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность и российских, и зарубежных образовательных организаций. Эти технологии остаются новыми, не всеми освоенными, и из-за этого возникали негативные отзывы: когда новый инструмент попадает в руки пользователя, первые результаты получаются недостаточно качественными. Представим первые уроки игры на скрипке в многоквартирном доме – это мучение для соседей. Подобны этому первые шаги, которые делали образовательные организации при освоении цифровых образовательных технологий. Это не означает, что виновата технология, речь идёт о том, чтобы освоить цифровые инструменты на высоком уровне и применять их для достижения более качественного результата по сравнению с традиционными технологиями преподавания.

     Одним из важнейших преимуществ электронных учебных материалов является возможность индивидуального построения образовательной траектории. Индивидуальная образовательная траектория подразумевает, что кому-то из студентов при изучении нового материала требуется больше внимания уделить одному аспекту учебной дисциплины, а другому студенту – более подробно разъяснить другую часть материала, которая ранее была ему неизвестна. Такая возможность цифровым учебным пособием может быть обеспечена, в том числе благодаря предоставлению студенту гиперссылок, а также дополнительных аудио- и видеоматериалов.

     Другое преимущество цифровых учебных материалов состоит в том, что имеется возможность персонального оценивания уровня усвоения информации каждым обучающимся по мере изучения материала небольшими порциями. Ничего подобного в традиционном формате обучения реализовать невозможно хотя бы по той причине, что лекция, проводимая в большой аудитории, не позволяет осуществить обратную связь с каждым студентом в индивидуальном режиме.

       В качестве примера можно привести электронные учебные курсы, построенные по микромодульному принципу, для изучения правил дорожного движения. Учебный материал разбит на небольшие блоки, занимающие  15-20 минут,  после чего сразу проводится тестирование, чтобы обучающийся понял, освоил он материал либо нет.

       Ближайшей перспективой развития электронного обучения является внедрение принципиально новых подходов. Прежде всего, это технологии искусственного интеллекта. Уже сегодня существует множество сервисов, которые позволяют из учебного материала создавать электронные учебные пособия в автоматизированном режиме, включая тестовые задания, викторины, опросы, для того чтобы обеспечить возможность оценивания качества усвоения студентом материала. Эти сервисы на сегодняшний день работают ещё недостаточно качественно, но постоянно совершенствуются.

     Необходимо обновление вузами нормативной базы. Здесь уместно упомянуть интервью с ректором Московского городского педагогического университета И.М. Реморенко, опубликованное недавно в «Российской газете», о том, что МГПУ стал первым в России, утвердившим правила использования результатов взаимодействия с системами искусственного интеллекта в подготовке студентами учебных заданий. По тому же пути пошли многие зарубежные университеты, в том числе китайские. Первое: обязательна ссылка о том, что при создании конкретной работы использовалось взаимодействие с системой искусственного интеллекта. Второе: обязательно подтверждение полученных данных ссылками на авторитетные, не сгенерированные системами искусственного интеллекта источники информации.

      Г.А. Киргинцева:

      − Перспективы обучения – главная проблема образовательных организаций. Обучающиеся в высших учебных заведениях – разного возраста. И большинство тех, кто обучаются заочно, − люди с разным уровнем подготовки. В связи с этим в 2022 году Министерство науки и высшего образования оссииРоссии рекомендовало ввести курс изучения систем искусственного интеллекта в образовательные программы. Если говорить об академии, то большое количество студентов учатся заочно с использованием дистанционных образовательных технологий. Именно искусственный интеллект, информационно-коммуникационные технологии позволяют проживающим в разных регионах студентам использовать образовательные платформы в процессе обучения. Каждый обучающийся может прослушать дополнительный курс по той или иной теме или дисциплине, пройти текущий и промежуточный контроль.

       С.С. Застрожнов:

             − Академия с помощью разработок, внедряемых в процесс обучения, предоставляет возможность получить образование людям, проживающим в любом городе, любой стране, каком-то городке, удалённом поселении. Главное – наличие инфраструктуры, которой академия обладает. Используя цифровые технологии, академия стремится к технической и технологической независимости: имеются собственные информационное хранилище, серверный парк. Академия использует облачные технологии, но в большей степени сама Академия технически является облаком для пользователей образовательной среды.

       В академии накоплены терабайты информации, огромный массив видеолекций, студенческих работ. В образовательной среде студенту предложены онлайн-курсы, благодаря которым он может выполнять задания.

       Е.С. Мокерова:

       – В академии много лет функционирует электронная образовательная среда для всех уровней образования – среднего профессионального, высшего, как для бакалавриата, так и магистратуры, аспирантуры, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, вступительных испытаний. Разработаны шаблоны для всех видов электронных курсов: студенты могут сдать экзамен, зачет в образовательный среде, прикрепить отчёт о практике, при подготовке выпускной квалификационной работы взаимодействовать на расстоянии с преподавателем. Наполняем образовательную среду методическими пособиями, учебными материалами. Максимально простые инструкции созданы для студентов, преподавателей. Имеется возможность делать рассылки, оперативно информировать студента об акциях, которые проходят в воспитательной деятельности…

         Л.Г. Ефимова:

      –…которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Информационная открытость обеспечивает возможности для участия студентов во всех делах академии, идёт регулярная рассылка информации. Повышается интерес к образованию, интегрирование образования и воспитания позволяет сформировать положительные качества личности выпускника.

       А.Э. Еремеев:      

      – В самом деле, сегодня академия предоставляет студентам все виды необходимых учебных материалов. Студенты в электронных библиотечных системах находят и используют учебники, учебные пособия, художественную литературу. Им доступны более 140000 изданий. Имеющиеся ресурсы позволяют непрерывно, безостановочно вести образовательный процесс.

    – Как можно обеспечить глубину знаний студентов в дистанционном образовании?

     А.Э. Еремеев:

     – Цифровые технологии выполняют вспомогательную функцию в образовательном процессе. Профессора никто не заменит, его методологии, его взгляда на ту или иную научную, практическую проблему, осмысление той или иной теоретической задачи, потому что ведущий ученый видит взаимосвязь с теми изысканиями, которые происходят в мире. Академия и предоставляет лекции онлайн, и даёт возможность вести дискуссию, участвовать в практическом занятии. Негативного аспекта информатизации не вижу. Академия стала ведущим вузом, по крайней мере, в Омской области, который дает студентам алгоритмированные знания, идущие от научных школ и кафедр, разрабатывающих те или иные научно-методические проблемы. Образовательная среда – это информационные технологии, которые находятся в гармонии с содержательным наполнением образовательного процесса. 

        – Какими качествами должны обладать студенты, чтобы в полной мере использовать преимущества цифровых технологий в образовательном пространстве?

     Э.Б. Хвецкович:

       – Академия обеспечивает возможность обучения всем студентам независимо от степени владения компьютерными навыками. Исходим из реалий: подготовка абитуриентов не одинакова. Тому, кто имеет опыт взаимодействия с информационными системами, достаточно кратких инструкций. А кто-то редко пользовался компьютером. Такому студенту нужна не только индивидуальная поддержка на каждом этапе образовательного процесса, но и возможность оперативно задать любые вопросы сотрудникам академии.

        Тех студентов, которые были не готовы в полном объёме использовать цифровые технологии, в течение первого месяца обучения удаётся втянуть в эффективное использование электронной информационно-образовательной среды. Для этого подготовлены подробные видеоинструкции, например, как пройти тестирование, как прикрепить курсовую работу или отчет о прохождении практики для проверки. Популярность видеоинструкций можно проиллюстрировать одним показателем: ключевой видеоролик о том, как происходит дистанционное обучение в академии, посмотрели более 17000 раз. Каждый обучающийся получил чёткие инструкции о том, как ему действовать в личном кабинете. Методические рекомендации, переведенные на казахский и узбекские языки, помогают студентам из стран ближнего зарубежья успешно освоить цифровые технологии.

       Е.С. Мокерова:

       – На протяжении многих лет в академии действует служба поддержки, готовая ответить на любые вопросы – методические, технологические, финансовые. Каждая новая волна студентов увеличивает количество обращений в службу поддержки до 50 в день.

     А.Э. Еремеев:

     – Омская гуманитарная академия предвидела необходимость использования цифровых технологий, и когда началась борьба с пандемией коронавируса, мы уже имели разнообразные информационные материалы. Мне кажется, всё сделано и даже двигаться вроде некуда, всё идеально… Но мы ежегодно составляем планы совершенствования электронной системы обучения, появляются 10-15 вопросов, которые необходимо решить для её совершенствования.

       Движение вперёд необратимо. Студент должен быть готов применять цифровые технологии. А мы ему поможем.

                                                              Беседу вела Даниэла Шаповалова