29.02.2024
Кто гражданином быть обязан?
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная в 2021 году Президентом России В.В. Путиным, в качестве одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала предусматривает повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина. Как совершенствуется воспитательная работа в университетах и академиях в соответствии с данным документом, определяющим национальные приоритеты? На этот и другие вопросы «Слова» ответили проректор по молодежной политике и воспитательной работе Омской гуманитарной академии Л.Г. Ефимова и проректор по внеучебной работе и молодежной политике Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (Якутск) А.А. Ильин.
− Какие изменения внесены в воспитательную работу в 2022-2023 годах?
Л.Г. Ефимова:
− Цели и задачи воспитательного процесса остались прежними, изменились средства и механизмы, с помощью которых они реализуются. С 2022 года в академии действует управление молодежной политики и воспитательной деятельности. Созданы центры, которые ответственны за реализацию направлений деятельности, включая патриотическое, нравственное воспитание молодежи. Воспитание юношей и девушек осуществляются одновременно с образовательным процессом. В учебные планы внесены изменения: увеличено количество часов для изучения истории страны, введены курсы и факультативные дисциплины, в том числе «Основы российской государственности».
А.А. Ильин:
− Университет является крупнейшим вузом Северо-Востока России, со своими филиалами располагается на территории Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, формирует видение будущего геостратегической территории, опережающим образом создает точки роста. Его миссия – формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока. С 2022 года реализуется проект «День согласия», основная задача – передача новому поколению студентов уникальных профессиональных и личностно-ориентированных знаний и ценностей от профессоров-ветеранов и выдающихся выпускников-практиков.
− Качества гармонично развитого гражданина формируются и в деятельности органов студенческого самоуправления…
Л.Г. Ефимова:
− Академией определен вектор на самостоятельность работы объединенного совета обучающихся, расширяется количество участников. В такие общественные объединения, как «Стрела», которое оказывает содействие правоохранительным органам, теперь входят не только студенты академии, но и Гуманитарного колледжа Омска.
Хотелось бы отметить и творческий потенциал студентов. Над реализацией новых проектов успешно работает театральная студия «Подмостки» под руководством актрисы Омского государственного драматического «Пятого театра» А.Б. Лукиной. Интересны, увлекательны для студентов творческие встречи с омскими писателями и музыкальными коллективами. Академией заключен договор с Омской филармонией, согласно которому студенты смогут регулярно слушать шедевры классической музыки в концертном зале. А в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проводятся занятия факультатива «История искусств». Такая возможность открыта для всех высших учебных заведений города, они могут последовать примеру академии.
А.А. Ильин:
− Студенческое самоуправление развивается, увеличивается доля студентов, вовлеченных в реализацию общественных и творческих инициатив. Среди последних нововведений в области создания комфортной среды – открытие центра студенческих инициатив, которым в 2023 году проведено более 400 социокультурных и научно-образовательных мероприятий.
При поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» в университете стартовала работа центра оценки и развития компетенций. Флагманской является «Школа проектной деятельности». Она действует в формате единого окна для приобретения студентами компетентности, для консультирования привлечены отраслевые эксперты.
− Тем самым формируются не только качества профессионалов, но и любовь к родному краю, отечеству…
А.А. Ильин:
− В институтах и на факультетах университета праздничные мероприятия, связанные с проектом «День согласия», проходят в торжественной обстановке. Особый настрой создает исполнение гимнов России, Республики Саха (Якутии) и студенчества, с которых начинаются общеуниверситетские уроки согласия. Студенты знакомятся с историей создания и развития своего подразделения, участвуют во встречах с профессорами и выпускниками университета.
Л.Г. Ефимова:
− Первый колледж при высшем учебном заведении в регионе был создан Гуманитарной академией. По этому пути пошли и другие высшие учебные заведения, в том числе государственные. Происходит унификация воспитательного процесса, нацеленная на объединение студентов академии и колледжа.
Академия получает большое количество запросов об участии студентов в тех или иных городских мероприятиях, язык этих требований достаточно формализован. Наша задача – не упустить самую важную часть воспитательной работы, содержательную. Формальности оставим для отчетов – создадим фундамент для формирования не только специалистов, но и достойных граждан с осознанными знаниями об истории и о культуре страны. Очевидно, для этого необходимо прийти к единому вектору, единому фундаментальному построению воспитательной работы. От этого выиграли бы и мы, и государство.
Фото: yandex.ru/images/ Беседу вела Дарья Казаченко