12.03.2024

На сцене Дракула страдал

120324.jpg

          Вчера в Омске состоялась премьера мюзикла «Дракула. У вечности в плену».  Агрегатор «Яндекс. Афиша» представляет постановку как проект театра антрепризы. В мюзикле, в самом деле, заняты актеры омских театров заслуженный артист России Александр Гончарук, Степан Дворянкин, Алина Заулицкая, Тимур Муллин, Павел Усов.

          Постановки по мотивам романа ирландского писателя Брэма Стокера о вампирах популярны на российских сценах. Злодеи с клыками появляются в спектаклях, балете, постановках на льду в столице и регионах от Перми до острова Сахалина. Популярностью вампиры пользуются и у омских зрителей: в зале не было свободных мест.

          По замыслу режиссера Ольги Красковой постановка рассказывает историю правителя Валахии (современная Румыния) Влада Дракулы Бассараба, по прозвищу Цепеш, ставшего прототипом персонажа произведения Стокера. Получилась вольная интерпретация биографии исторической фигуры, переплетенная с легендами и эпизодами романа. Как сказано в афише, авторы задали себе вопрос: что было бы, если бы реальный Влад Цепеш стал бессмертным вампиром и дожил до наших дней в своём румынском замке? Для чего бы он жил и что искал?

          Для ответов на поставленные вопросы Влада Дракулу авторы перенесли в современность. Цепеш в исполнении Александра Гончарука производит впечатление уставшего от вечной жизни вампира. Он не вызывает ужаса, одинок, неумело шутит. Современного Дракулу заботят актуальные проблемы: природная среда, охрана исторических памятников, интернет-зависимость общества в XXI веке. Встреча с лондонским юристом Джонатаном Хакером (Степан Дворянкин) приобретает для вампира неожиданный поворот: Цепеш узнает, будто бы наблюдая результат реинкарнации, своего брата Раду III Красивого. Авторы пытаются вовлечь зрителей в размышления о «прошлых жизнях».

          Дворянкин – не единственный актер, которому пришлось играть две роли. Заулицкая предстала в образе Мины Мюррей, девушки с окраины современного Лондона, и Катарины Шигель, возлюбленной Дракулы. Через взаимоотношения этих персонажей в процессе реинкарнации раскрывается главная идея мюзикла – любовь стоит во главе жизни, даже если она вечная. Жестокие кровопийцы, включая Дракулу, оказываются страдающими влюбленными, чьи сердца вместо чувств заполняет голод. Но поверить в реальность происходящих на сцене событий и проникнуться переживаниями персонажей трудно...

          Интересен выбор жанра. Автором песен выступила Ольга Краскова, музыку для омской премьеры написал Андрей Фокин. Перед премьерой режиссер пояснила корреспонденту «Слова»: «Жанр мюзикла спасает от «тягомотины» реализма, позволяя донести мысль ярче, компактнее и эмоциональнее. Фантастическая история требует своего языка».

          Тексты песен дополняют происходящее на сцене, помогают раскрыть факты биографий персонажей, показать их чувства и переживания. Музыка же представляет переплетение знакомых мелодий. Зрителю покажется, что он уже слышал её ранее. Важная часть мюзикла – голоса персонажей. К сожалению, акустические свойства зала не позволили раскрыть вокальный потенциал актеров. Пожалуй, из сольных партий можно отметить песни в исполнении Заулицкой. Танцевальная составляющая общих сцен мюзикла незамысловата. Привлечь внимание способно выступление профессиональных танцовщиц, приглашенных на роли второго плана. Удивила пластичность танцующего Дворянкина: в одной из сцен актер под влиянием гипнотического воздействия Дракулы словно превращается в безмолвную куклу…

          Послушной куклой в руках артистов мог стать и кто-то из зрителей: мюзикл затянут, длится около полутора часов, музыкальные номера занимают не более трети действия. Даже при таком скудном количестве песен и танцев некоторые из них показались безликими. Важными для сюжета стали лишь три танцевальных номера: открывающая мюзикл сцена в аэропорту, встреча Хакера с наложницами Дракулы и представление жителей замка.

          Атмосферу мрачной крепости вампира ни музыкальным сопровождением, ни декорациями передать не удалось. Освещение не отражает настроение эпизодов. Сцена хаотично окрашивается то в красный, то в синий, то в желтый цвет. Вероятно, ощущая недостаток драматичности сюжета, авторы решили добавить зрелищности. Так, в руках танцовщиков оказались светящиеся посохи. Скорее всего, у зрителей может возникнуть ассоциация с выступлением цирковой труппы. Так же, как в цирке, фейерверк – в финале мюзикла. Такое решение не всем покажется уместным…

          Отзывы зрителей о мюзикле, отраженные в социальной сети, положительны: они отмечают интересный сценарий и эмоциональную игру актеров. Можно предположить, что содержание оказалось важнее формы, а рассуждения о силе любви, вечности и «прошлых жизнях» нашли отклик у публики…

          Фото: yandex.ru/images/                                         Дарья Казаченко