17.03.2024

Бунтари на выставке

170324.jpg

     Сегодня в омском центре «Эрмитаж-Сибирь» закрылась художественная выставка, посвящённая французскому искусству эпохи Нового времени и модернизма. Сибиряки увидели произведения живописи, графики и скульптуры таких мастеров, как  Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Гоген, Поль Сезанн, Огюст Роден. Для выставки, которая длилась больше семи месяцев, отобраны более 50 произведений живописи, 27 скульптур из бронзы, мрамора и терракоты. В беседе о выставке участвуют научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Н.Б. Дёмина, председатель Омского регионального отделения Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации А.Н. Машанов, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета, член Союза художников России С.Г. Костикова.
     − Каким был замысел организаторов выставки? Почему она названа «Консерваторы и бунтари»?
Н.Б. Демина:
     – Идея выставки – показать насколько возможно панораму французской живописи и скульптуры XIX века на основе эрмитажного собрания, представить ее, как явление многогранное и противоречивое. Эта эпоха стала поворотной в истории нового искусства Европы, живопись и скульптура импрессионистов пользуются популярностью, вызывают живой интерес. Историю французской живописи XIX столетия можно рассматривать, как движение от неоклассицизма наполеоновской империи, переросшего в академизм, через романтизм к реализму Гюстава Курбе и эскизному письму импрессионистов, испытанию новых живописных средств постимпрессионистами.  Выставка следовала общему вектору: экспозиция в залах развернута с опорой на хронологию.
     Каждое высказывание в искусстве XIX века было бунтарством, протестом против академизма и следования традиции, утратившей связи с современностью, против общественного мнения или общепринятого вкуса в живописи. Каждое следующее поколение бунтарей воспринимало предшественников как классиков, у которых нужно учиться, но с которыми должно спорить.  Собственно, это бунтарство соответствовало духу столетия. Ни один другой век в Новой истории не изменил так радикально облик Франции, не принес столько политических бурь и социальных потрясений, как век XIX.
      Мы отобрали произведения, отражающие устремления и поиски своего времени, созданные авторами, чьи имена некогда громко звучали в Париже, но оказались полузабытыми. Представлены произведения, которые показывают ту двойственность, которая была присуща XIX столетию, например, сопоставлены женские образы Ренуара, Дега и Фламенга, представлены разные концепции романтизма Верне, Гюдена или Гране… 
      Часто пыл кураторов охлаждают реставраторы, которые не разрешают дальнюю перевозку тех или иных произведений. Большой удачей можно считать появление на выставке небольшого пейзажа Ван Гога как художника, «не путешествующего» из-за повышенной хрупкости его картин. Именно пейзаж этого страстного бунтаря был помещен на афише и обложке каталога. 
     – Некоторые посетители сетовали, что аннотации к произведениям оформлены не лучшим образом. Что удалось организаторам выставки, что вызвало сомнения?
     А.Н. Машанов:
     – Как только заходим в один из залов, представлена аннотация, которая в общих чертах описывает то или иное направление в изобразительном искусстве, то есть прослеживается последовательность развития живописи.
     С.Г. Костикова:
     – Экспозиция достаточно гармонична и целостна.
       – Подбор картин удачен или нет?     
     А.Н. Машанов:
     – Выбранные работы отображают то или иное направление в изобразительном искусстве, будь то академизм или барбизонская школа, салонное искусство или импрессионизм, поэтому проследить развитие живописи и скульптуры, стилей эпохи вполне удается.
     С.Г. Костикова:
     – Ожидала увидеть знакомые работы, которые более значимо выражают существо творчества каждого автора. На мой взгляд, представленные произведения не столь значимы для истории искусства, в полной мере не оправдали ожидание той грандиозности, о которой было заявлено.
     – Можно составить полное или фрагментарное представление о французской живописи?
     А.Н. Машанов:
     – Эта выставка несколько камерна, поскольку организована в филиале Эрмитажа, но представление о французской живописи, начиная с романтизма и заканчивая постимпрессионизмом, получаешь в полной мере.   
     С.Г. Костикова:
     – Выставка разнообразна и показывает возможности живописных техник и стилистических особенностей французских художников различных эпох и течений. Она обогащает зрителя знаниями и позволяет ему окунуться в мир французского искусства в музее, а не через, например, цифровое восприятие.

Иллюстрация: К. Моне. Женщина, сидящая в саду                   Александра Таболина