22.03.2024

Принцесса на забаву

220324_0.jpg

      Вчера состоялась всероссийская премьера художественного фильма «Летучий корабль», снятого по мотивам советского музыкального мультфильма-сказки 1979 года. Режиссер – Илья Учитель.

       Героями ленты, благодаря которым развивается сюжет, стали Иван (Александр Метёлкин) и Забава (Ксения Трейстер). Метелкин ранее исполнил роли в таких картинах, как «Перевал Дятлова» и «1941. Крылья над Берлином». Актриса, сыгравшая Забаву, имеет меньший опыт, известна как участница реализации проектов «Пищеблок» и «Мир! Дружба! Жвачка!».

       За несколько дней до премьеры «Словом» проведен опрос в социальной сети. Желание посмотреть картину выразили 70 процентов респондентов, остальные придерживались противоположного мнения.

     Режиссером проделана «колоссальная» работа. Сюжет переписан так, чтобы фильм длился хотя бы полтора часа: добавлены песни, а также второстепенные персонажи, каждый из которых имеет свою историю… Нужно ли это?

     Создатели картины отходят от тех ценностей, которые были заложены в советском мультфильме: Иван – не трубочист, который искренне мечтает о создании семьи с Забавой, а моряк, что и оправдывает его идею построить летучий корабль. Им движут личные мотивы – стать капитаном корабля и уйти в кругосветное плавание. Но он встречает царскую дочь, в которую влюбляется. И как в принцессу Забаву не влюбиться? Трейстер показала частично бунтарский, частично стеснительный характер героини: мимика, жесты в некоторой степени забавляют зрителя на протяжении всего фильма. 

      Первым из нововведенных персонажей стал сын Полкана Полкан Полканыч, или, как его назвали в фильме, Поль (Андрей Бурковский). Он представлен как коварный и даже жестокий человек: пленил свою первую жену леди Джейн (Полина Гагарина), выставив ее ведьмой, чтобы заполучить уважение народа, а также употребляет различные методы убеждения царя в том, что Поль – отличная партия для принцессы, однако не скрывает, что хочет «ее сломать». Леди Джейн стала вторым из нововведенных персонажей, она же и исполнила песни.

     Песни, музыка дарят зрителям приятные эмоции (композитор – С. Розанов). Восхищение вызывает «Ах, если бы сбылась моя мечта».

     Песенное сопровождение, спецэффекты… Кажется, зрители могут быть довольными развлечением. Но – экая досада! – в некоторых частях фильма видна несовместимость первого плана с нарисованным задним. Зачастую художники С. Февралев, Н. Васильева не обращают внимания на свет, из-за чего происходит дробление планов, становится заметной их искусственность. Примером является падение Ивана в море – в этот момент задний план выглядит так, словно его скопировали из любой дешевой программы, будто не хватило оборудования для обеспечения высококачественных изображений.

      К размышлениям о высококачественных изображениях подводит и работа костюмеров и дизайнеров. По правде сказать, вид костюмов таков, словно маленький ребенок вылил на ткани все краски, которые были в его распоряжении. Голубой и розовый цвет превалируют. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что на разработку образов персонажей, видимо, ушло большое количество времени: их наряды уникальны, хоть и находятся, честно говоря, на грани абсурда и сюрреализма.

     Итак, оправданы ли нововведения? Можно согласиться с мнением Ксении, участницы проведённого «Словом» опроса: «Из таких фильмов выветривается изначальный замысел и былая идеологическая составляющая, а также теряется контекст эпохи. Люди должны снимать что-то новое, а не портить старое».

      Можно принять результат действий создателей картины как попытку интерпретировать сюжет мультфильма. Однако являются ли ранее выпущенные фильмы толчком к развитию российского кинематографа или их создание связано всего лишь с отсутствием небанальных, оригинальных идей?  

Иллюстрация: kinopoisk.ru                                         Александра Таболина