27.03.2024

Не угаснет к театру интерес

11.jpg

       Сегодня отмечается Всемирный день театра. Дата определена в 1961 году конгрессом Международного института театра, действующего при ЮНЕСКО. Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов театральным деятелям России. В беседе приняли участие директор Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» заслуженный работник культуры Российской Федерации Т.Н. Людмилина, директор Казанского государственного театра юного зрителя А.А. Горнышева, директор Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина Л.М. Березина, директор Иркутского областного музыкального театра имени Н.М. Загурского Т.Н. Мезенцева, художественный руководитель Омского городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой» заслуженный артист России С.Б. Волков.

       – Какие новшества в сфере культуры важны для сохранения роли театра в обществе?

       Т.Н. Людмилина: 

       – Все без исключения репертуарные мероприятия театра «Глобус» можно посетить по «Пушкинской карте». Реализация билетов  (спектакли и проекты с участием столичных звезд театра и кино) в культурно-досуговых учреждениях Новосибирской области превышает 90 процентов. Так что театр «Глобус» занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе.

      А.А.  Горнышева:

      – Новшества в сфере культуры очень важны для нас, потому что они влияют на театральный процесс, на все механизмы, с помощью которых создаем репертуар, составляем смысловую нагрузку в виде спектаклей для детей, школьников, семей. Нам очень помогла программа «Пушкинская карта» – ребятам стало легче попасть на интересующие их постановки и ближе познакомиться с театральным искусством.

     Л.М. Березина:

     – Сегодня театр вынужден конкурировать с другими видами искусства, различными форматами и технологиями массовых развлечений – кино, телевидением, медиа и сериальной культурой. Однако это не недостаток, а, наоборот, стимул для развития. Театр всеяден, он быстро осваивает технологии, генерирует гибридные жанры и способы взаимодействия с публикой – это идет ему только на пользу.

      Т.Н. Мезенцева:

      – Во времена бесконечного информационного шума и великого множества развлечений нам особенно важно сохранить зрительский интерес к театру. Из новых масштабных культурных инициатив хочется отметить программу «Пушкинская карта». Это действительно эффективная идея, которая помогает вовлекать юное поколение в мир искусства и знаний, культурную жизнь.

      С.Б. Волков:

      – Все новое – это хорошо забытое старое. Мне кажется, стоит вернуть гастрольную жизнь театра: когда коллективы находятся в одной точке и работают со зрителями посещаемого города, это дает новые впечатления не только зрителям, но и актерам театра. Нельзя забывать и о развивающихся технологиях, без которых театру не обойтись. В этом сегменте театр будет использовать новые формы, например, демонстрировать спектакли на открытом воздухе.

      – Как театр осуществляет выбор тем для постановки?

      Т.Н. Людмилина:  

      – В последнее время театр активно обращается к произведениям советских авторов (в которых сильны темы гражданственности, любви к родине, патриотизма). На сцене драматического театра идут мюзиклы и музыкальные спектакли, вызывающие интерес публики всех возрастов. При формировании репертуара для детей и подростков театр ориентируется на произведения, входящие в школьную программу.

     А.А.  Горнышева:

     – Выбор тем для постановки определяется тем, что актуально в современном обществе, к сожалению, темами школьной травли и наркомании среди молодежи. Поэтому говорим со зрителями на эти темы. Конечно, ориентируемся на школьную классику, как театр юного зрителя. 

      Л.М. Березина:

      – Ориентируемся на запросы зрителей.

      Т.Н. Мезенцева:

      – Планируя премьеры, решаем, какое место тот или иной спектакль займет в репертуаре. Как он соответствует нашим творческим потребностям и возможностям? Интересен ли нам художественно материал, есть ли артисты на роли, увлечет ли их работа? Следим, о каких спектаклях чаще всего говорят, на что есть запрос. Стремимся к тому, чтобы в репертуаре появлялись спектакли, связанные с родным краем, Иркутской областью.

     С.Б. Волков:

     – Все зависит от таких нюансов, как план, репертуар и экономическая составляющая. Исходя из этих составляющих, театр выбирает, нужен ли ему, например, классический репертуар и что об этом думают актеры. Нам нужно понять, какой материал выбрать на ту или иную тему, какого автора и как отреагируют зрители.

      – Как современная литература влияет на творческий процесс в театре?

      Т.Н. Людмилина:  

       – В театре «Глобус» существует дискуссионный проект «ПодросТок», целью реализации которого является знакомство детей и подростков с современной драматургией, повествующей об актуальных проблемах. Проводим встречи в театральных лабораториях, показываем эскизы спектаклей, организуем читки текстов с последующим обсуждением, презентации пьес в форматах онлайн и офлайн. Так что, можно сказать, современная литература – это важный сегмент, но репертуар должен быть выстроен сбалансированно, нельзя забывать о вечной классике.

     А.А.  Горнышева:

     – Современная литература не очень сильно влияет на репертуар, потому что не каждый автор достоин постановки на государственной сцене. Тем не менее чувствуем влияние литературы, особенно если понять и признать, что и классики когда-то были чьими-то современниками.

     Л.М. Березина:

     – Произведения современных авторов составляют почти половину репертуара. Думаю, театру не обойтись без современной литературы – театр популяризирует книжные тексты, так они получают вторую жизнь на сцене. Это процесс взаимного обогащения.

     Т.Н. Мезенцева:

      – С современными пьесами театру легче быть более свободным, изобретательным и в хорошем смысле раскованным, ведь над постановщиками не висит груз зрительских ожиданий, которые всегда сопровождают постановки популярных классических пьес. Зачастую театр становится площадкой для первой встречи литературного произведения и публики. Между современной литературой и театром идет, как минимум, драматический, тонкий и продуктивный диалог.

     С.Б. Волков:

      – Мне кажется, проза дает глубокие темы, больше возможностей поставить интересный спектакль, нежели драматургия, за счет своего разнообразия. 

      – Как считаете, интерес публики к театру в XXI веке вырастет или угаснет?

      Т.Н. Людмилина:  

      – Как показывает практика «Глобуса», интерес к театру только увеличивается. Чтобы его поддерживать, необходимо выстраивать деятельность в соответствии с запросами времени, необходимо, помимо выпуска спектаклей, проводить фестивали, осуществлять просветительские, благотворительные проекты, быть социально активными. Это все работает на имидж учреждения, на его ценность среди потенциальных зрителей.

     А.А.  Горнышева:

     – За последнюю четверть века интерес публики к театру, конечно, угас из-за развития социальных сетей, интернета, телевидения и киноиндустрии. Однако непосредственный контакт человека с человеком, обмен эмоциями, который происходит в театре, очень сложно заменить виртуальной реальностью. Поэтому театральное искусство, как мне кажется, будет востребовано и в XXI веке. 

      Л.М. Березина:

       – Театр развивается 25 веков, не представляю, что должно произойти в XXI веке, чтобы интерес к нему угас. Как писал Чехов в «Чайке», «без театра нельзя», а история театра только подтверждает это.

       Т.Н. Мезенцева:

       – Могу уверенно сказать, что интерес публики к театру совершенно точно не угаснет. Это уникальное искусство, заменить которое не смогло и не сможет ни одно другое. Театр будет меняться, совершенствоваться, взаимодействовать с другими творческими формами, становиться ещё более диалектичным и интерактивным.

      С.Б. Волков:

     – Как говорил Чарли Чаплин, «появился звук, и кино было убито». На самом же деле оно трансформировалось в нечто другое… Театр – это единственный вид искусства, где происходит непосредственное общение зрителей с артистом.

                                                                                   

Иллюстрация: www.ermolaeva.ru                            ... Александра Таболина