11.04.2024

Научную дорогу осилит…

110424.jpg

     В XXI веке стали значимее взаимодействие науки и общества, диалог между подсистемами знания и видами научной деятельности. Как совершенствуется научная деятельность в российских университетах, академиях и институтах? На этот и другие вопросы по просьбе «Слова» ответили проректор по развитию и инновациям Московского художественно-промышленного института Л.В. Егорова, проректор по научной работе и международной деятельности Омской гуманитарной академии доктор педагогических наук, профессор Е.В. Лопанова, проректор по стратегическому развитию, науке и инновациям Южно-Уральского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Н.С. Нуриева.   

     − Как университет, академия, институт готовит студентов и магистрантов к исследовательской и инновационной деятельности, в которой они смогут участвовать по окончании учебы?

      Л.В. Егорова:

      − У обучающихся в институте есть возможность проводить исследования и создавать инновационные проекты как в рамках учебных дисциплин и практик, так и в научных и научно-практических конференциях, организуемых как институтом, так и организациями-партнёрами.

      Е.В. Лопанова:

      − Государственные образовательные стандарты предполагают обязательное проведение студентами исследовательской работы в научных сообществах, в академии эти объединения активно работают. Студенты приобретают опыт участия в научных дискуссиях, представления исследовательских проектов.

     Ежегодно проходит «Неделя студенческой науки». Каждая кафедра привлекает к участию в ней студентов не только дневного, но и очно-заочного обучения. В этом году в «Неделе студенческой науки» приняли участие почти 200 студентов из Омска и других городов. Конференция, завершающая «Неделю студенческой науки», является международной.

      Основное в подготовке выпускников к исследовательской инновационной деятельности – это продвижение студентов бакалавриата к поступлению в магистратуру. Перспективно инициирование областным правительством создания технопарка, в этот процесс предполагается включить не только технические, но и гуманитарные университеты и академии. С Омским научным центром Российской академии образования рассматриваем возможность создания межвузовской лаборатории.

     Н.С. Нуриева:

      − На кафедрах университета созданы научные кружки, в которых студенты, начиная с первого курса, могут заниматься научно-исследовательской деятельностью. В университете проводятся научные мероприятия, студенты – в качестве слушателей или участников. Ежегодно проводится научная конференция студентов и молодых ученых.

       Модель научно-исследовательской деятельности представлена студенческими научными кружками, советом молодых ученых и преподавателями университета, занимающимися научной работой. Согласно программе развития университета запланировано создание единой структуры, позволяющей воспитать молодого ученого (от студента до кандидата наук), что является неотъемлемым условием существования научно-образовательных организаций.

    − Как обеспечивается в университете, академии, институте системность в процессах создания и выпуска учебных пособий, научных трудов и изданий других видов?

     Л.В. Егорова:

      − Ежегодно учёным советом утверждается план издания учебных и научных трудов, среди которых особое место занимают учебники, учебные пособия и монографии. При составлении плана учитываются потребности образовательного процесса и актуальные проблемы науки, искусства и дизайна. Опубликованные издания размещаются в РИНЦ.

     Е.В. Лопанова:

     − Планирование − процесс научного поиска, безусловно, процесс творческий.  В этом поиске можно находиться десятилетиями, если чётко не обозначить цель и задачи деятельности, поэтому планирование научной работы – это выстраивание траектории развития академии.     

       В издаваемом академией журнале «Наука о человеке: гуманитарные исследования» широко представлена география публикаций от Калининграда до Сахалина. Совместно с федеральным научным учреждением «Институт стратегии развития образования» издаем коллективные монографии.

      Не можем не сравнивать свои достижения с тем, что происходит и в России, и в мировой науке. Статьи преподавателей принимают журналы, рецензируемые ВАК РФ, а также издания, включенные в библиографическую и реферативную базу данных рецензируемой научной литературы Scopus.

      Н.С. Нуриева:

       − Системность в издательской деятельности обеспечивается наличием утвержденного порядка подготовки учебных пособий: любой работник университета может написать учебное пособие, которое затем проходит проверку в отделе образовательных программ и при соответствии требованиям выносится на рассмотрение ученого совета. Научные труды публикуются работниками самостоятельно, данные о них передаются в научную библиотеку университета. 

    − Что полезного черпает университет, академия, институт в отечественном и зарубежном опыте образовательных учреждений? Насколько результативно сотрудничество с учеными других стран?

      Л.В. Егорова:

        − Институт имеет договоры о сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными образовательными организациями. Среди совместных мероприятий – научные конференции, выставки творческих работ, конкурсы, научно-образовательные поездки. Сотрудники института имеют возможность ознакомиться с особенностями организации коллегами практической и научной подготовки студентов. Некоторые данные стали частью научных исследований преподавателей института, в том числе диссертационных. Лучшее из опыта коллег внедряется в практику института с учётом его специфики. Можно с уверенностью сказать, что сотрудничество является результативным.

      Е.В. Лопанова:

     − Обогащает научная дружба с рядом российских университетов, среди которых – Оренбургский государственный педагогический университет, педагогический институт Иркутского государственного университета, Луганский государственный университет имени Владимира Даля. Ученые из Казахстана участвуют в конференциях, организуемых академией, налаживаем сотрудничество с исследователями из Узбекистана. Среди зарубежных партнёров – Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Кокшетауский университет им. Ч. Валиханова.

     Н.С. Нуриева:

      − Университет расширяет взаимодействие с отечественными и зарубежными образовательными организациями с целью проведения совместной научно-исследовательской работы, реализации образовательных программ и проектов. Максимально полно и результативно осуществляется работа со странами азиатского региона. Имею в виду академическую мобильность, сетевое партнерство. Партнерство – это в первую очередь расширение компетенций, открытие новых идей и возможностей.

 Иллюстрация: yandex.ru/images/           Вопросы задала Даниэла Шаповалова