11.04.2024
Научную дорогу осилит…
В XXI веке стали значимее взаимодействие науки и общества, диалог между подсистемами знания и видами научной деятельности. Как совершенствуется научная деятельность в российских университетах, академиях и институтах? На этот и другие вопросы по просьбе «Слова» ответили проректор по развитию и инновациям Московского художественно-промышленного института Л.В. Егорова, проректор по научной работе и международной деятельности Омской гуманитарной академии доктор педагогических наук, профессор Е.В. Лопанова, проректор по стратегическому развитию, науке и инновациям Южно-Уральского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Н.С. Нуриева.
− Как университет, академия, институт готовит студентов и магистрантов к исследовательской и инновационной деятельности, в которой они смогут участвовать по окончании учебы?
Л.В. Егорова:
− У обучающихся в институте есть возможность проводить исследования и создавать инновационные проекты как в рамках учебных дисциплин и практик, так и в научных и научно-практических конференциях, организуемых как институтом, так и организациями-партнёрами.
Е.В. Лопанова:
− Государственные образовательные стандарты предполагают обязательное проведение студентами исследовательской работы в научных сообществах, в академии эти объединения активно работают. Студенты приобретают опыт участия в научных дискуссиях, представления исследовательских проектов.
Ежегодно проходит «Неделя студенческой науки». Каждая кафедра привлекает к участию в ней студентов не только дневного, но и очно-заочного обучения. В этом году в «Неделе студенческой науки» приняли участие почти 200 студентов из Омска и других городов. Конференция, завершающая «Неделю студенческой науки», является международной.
Основное в подготовке выпускников к исследовательской инновационной деятельности – это продвижение студентов бакалавриата к поступлению в магистратуру. Перспективно инициирование областным правительством создания технопарка, в этот процесс предполагается включить не только технические, но и гуманитарные университеты и академии. С Омским научным центром Российской академии образования рассматриваем возможность создания межвузовской лаборатории.
Н.С. Нуриева:
− На кафедрах университета созданы научные кружки, в которых студенты, начиная с первого курса, могут заниматься научно-исследовательской деятельностью. В университете проводятся научные мероприятия, студенты – в качестве слушателей или участников. Ежегодно проводится научная конференция студентов и молодых ученых.
Модель научно-исследовательской деятельности представлена студенческими научными кружками, советом молодых ученых и преподавателями университета, занимающимися научной работой. Согласно программе развития университета запланировано создание единой структуры, позволяющей воспитать молодого ученого (от студента до кандидата наук), что является неотъемлемым условием существования научно-образовательных организаций.
− Как обеспечивается в университете, академии, институте системность в процессах создания и выпуска учебных пособий, научных трудов и изданий других видов?
Л.В. Егорова:
− Ежегодно учёным советом утверждается план издания учебных и научных трудов, среди которых особое место занимают учебники, учебные пособия и монографии. При составлении плана учитываются потребности образовательного процесса и актуальные проблемы науки, искусства и дизайна. Опубликованные издания размещаются в РИНЦ.
Е.В. Лопанова:
− Планирование − процесс научного поиска, безусловно, процесс творческий. В этом поиске можно находиться десятилетиями, если чётко не обозначить цель и задачи деятельности, поэтому планирование научной работы – это выстраивание траектории развития академии.
В издаваемом академией журнале «Наука о человеке: гуманитарные исследования» широко представлена география публикаций от Калининграда до Сахалина. Совместно с федеральным научным учреждением «Институт стратегии развития образования» издаем коллективные монографии.
Не можем не сравнивать свои достижения с тем, что происходит и в России, и в мировой науке. Статьи преподавателей принимают журналы, рецензируемые ВАК РФ, а также издания, включенные в библиографическую и реферативную базу данных рецензируемой научной литературы Scopus.
Н.С. Нуриева:
− Системность в издательской деятельности обеспечивается наличием утвержденного порядка подготовки учебных пособий: любой работник университета может написать учебное пособие, которое затем проходит проверку в отделе образовательных программ и при соответствии требованиям выносится на рассмотрение ученого совета. Научные труды публикуются работниками самостоятельно, данные о них передаются в научную библиотеку университета.
− Что полезного черпает университет, академия, институт в отечественном и зарубежном опыте образовательных учреждений? Насколько результативно сотрудничество с учеными других стран?
Л.В. Егорова:
− Институт имеет договоры о сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными образовательными организациями. Среди совместных мероприятий – научные конференции, выставки творческих работ, конкурсы, научно-образовательные поездки. Сотрудники института имеют возможность ознакомиться с особенностями организации коллегами практической и научной подготовки студентов. Некоторые данные стали частью научных исследований преподавателей института, в том числе диссертационных. Лучшее из опыта коллег внедряется в практику института с учётом его специфики. Можно с уверенностью сказать, что сотрудничество является результативным.
Е.В. Лопанова:
− Обогащает научная дружба с рядом российских университетов, среди которых – Оренбургский государственный педагогический университет, педагогический институт Иркутского государственного университета, Луганский государственный университет имени Владимира Даля. Ученые из Казахстана участвуют в конференциях, организуемых академией, налаживаем сотрудничество с исследователями из Узбекистана. Среди зарубежных партнёров – Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Кокшетауский университет им. Ч. Валиханова.
Н.С. Нуриева:
− Университет расширяет взаимодействие с отечественными и зарубежными образовательными организациями с целью проведения совместной научно-исследовательской работы, реализации образовательных программ и проектов. Максимально полно и результативно осуществляется работа со странами азиатского региона. Имею в виду академическую мобильность, сетевое партнерство. Партнерство – это в первую очередь расширение компетенций, открытие новых идей и возможностей.
Иллюстрация: yandex.ru/images/ Вопросы задала Даниэла Шаповалова