Учен, кто слушает и разумеет

      Сегодня начался учебный год в российских университетах и академиях. Коллективы оценивают результаты предыдущей работы, перспективы. Что новое ждет студентов, магистрантов? Каким образом университеты и академии намерены полнее учитывать интересы и потребности работодателей? На вопросы межрегионального интернет-издания «Слово» ответили и. о. ректора Омской гуманитарной академии кандидат технических наук, доцент Эдуард Брониславович Хвецкович и и. о. ректора Самарского государственного экономического университета доктор экономических наук, профессор Елена Александровна Кандрашина.

       Какие проекты реализованы в минувшем учебном году для повышения качества обучения студентов и магистрантов? Как гласит пословица, не тот грамотен, кто читать умеет, а кто слушает да разумеет…

     Э.Б. Хвецкович:

    − Современное качественное образование является приоритетной задачей, которая решается совокупными усилиями профессорско-преподавательского состава, руководства академии, методических работников. На постоянной основе действует внутренняя система оценки качества образования, анализируется содержание и качество учебных и учебно-методических материалов, содержание лекционных и практических занятий, результаты сессий, государственной итоговой аттестации.

     Выявленные недочеты своевременно устраняются. Важнейшей составляющей обеспечения высокого качества обучения студентов является электронная информационно-образовательная среда академии, в которой содержатся более 30 тысяч электронных курсов: для студентов бакалавриата – более 23 тысяч, обучающихся в магистратуре и аспирантуре – свыше 4,3 тысячи, студентов колледжа – более 1,6 тысячи, для дополнительного профессионального образования – свыше 340. Действуют электронные курсы, обеспечивающие проведение вступительных испытаний.

      В прошедшем учебном году преподаватели академии записали более 1,5 тысячи видеоматериалов – лекционных, практических, семинарских занятий. Эти видеоматериалы пополнили нашу коллекцию и доступны студентам через их личные кабинеты в электронной информационно-образовательной среде. При подготовке учебно-методических материалов традиционно проведен анализ списков рекомендуемых студентам учебников, учебных пособий, научных изданий. В результате произведены необходимые замены и дополнения. Это гарантирует студентам обучение по новейшим учебным, учебно-методическим и научным материалам и актуальность полученной информации. В 2023 году академия успешно прошла процедуру государственного аккредитационного мониторинга, все реализуемые программы подтвердили полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.   

     Е.А. Кандрашина:

     – Важный тренд – запрос и со стороны абитуриентов, и со стороны работодателей на многопрофильность подготовки. В этой связи в качестве приоритетного направления развития видим реализацию образовательных программ с двумя квалификациями. Еще в 2022 году мы одними из первых в стране запустили программы высшего образования с двумя квалификациями и теперь планомерно наращиваем их количество. К примеру, с 2023-2024 учебного года реализуем крайне востребованную программу специалитета по экономической безопасности с двумя квалификациями, где в качестве базы берется квалификация «экономист», а квалификация «юрист» идет как дополнительная. А в этом году объявлена программа «Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация государственно-правовая)», где, напротив, базовой будет квалификация «юрист», а «специалист таможенного дела» − вторая квалификация.

     В контексте приоритета технологического развития страны акцент сделан на подготовке инженеров-экономистов и инженеров-управленцев. Университет реализует такие программы с присвоением выпускникам парных квалификаций, как «бакалавр прикладной информатики» и «бакалавр менеджмента», «бакалавр прикладной информатики» и «бакалавр экономики».

      Какие наиболее важные задачи коллектив намерен решить в новом учебном году?

    Э.Б. Хвецкович:

     − Профессорско-преподавательский состав продолжит видеозапись практических занятий. Это позволит студентам, обучающимся заочно, в удобное время совместно с преподавателем пройти от начала до конца решение типовых задач, разобрать важные ситуации из практической деятельности дипломированного выпускника, а также получить рекомендации по самостоятельному освоению учебников, учебных пособий, научных изданий.

     Особое внимание уделяется прохождению студентами учебных и производственных практик. Этот важнейший элемент образовательной программы позволяет студенту приобрести практические навыки, ознакомиться, возможно, с будущим местом работы и подготовиться к выполнению реальных задач, стоящих перед предприятиями и организациями. Для того чтобы помочь студентам в выборе направлений работы, действует правило: для каждой практики записывается вебинар, в котором руководитель подробно объясняет все нюансы, связанные с началом практики, оформлением документов, прохождением таких необходимых процедур, как инструктаж по технике безопасности, описание рабочего места. Далее происходит разбор тех задач, которые каждый студент получает в виде индивидуальных заданий при прохождении практик, а также порядка оформления отчетов и предоставления их академии. Запись вебинаров по тем практикам, которые впервые в учебных планах будут реализованы в 2024-2025 учебном году, запланирована с тем, чтобы своевременно студенты получили эту важную для них информацию. 

     Е.А. Кандрашина:

– В новом учебном году продолжим дальнейшее развитие и расширение уникальной линейки образовательных программ бакалавриата и специалитета с двумя квалификациями, обучение на которых обеспечивает выпускникам особую востребованность на рынке труда. Еще одной ключевой задачей является расширение взаимодействия с региональным отделением федерации рестораторов и отельеров России для создания образовательного полигона индустрии гостеприимства на базе университета. Полигон станет как площадкой для реализации основных образовательных программ и программ дополнительного образования, так и отраслевым коворкингом. 

В приоритете также – популяризация и развитие экосистемы молодежного предпринимательства. Два года назад мы начали активно интегрировать предпринимательскую компоненту во все образовательные программы направлений подготовки и уровней образования и переписали учебные планы. Теперь, начиная с первого курса, у студентов в расписании есть дисциплины, которые предполагают формирование важных для предпринимательской деятельности навыков. Одна из таких обязательных сквозных дисциплин – «Предпринимательское дело», ее изучают экономисты, менеджеры, юристы, логисты, маркетологи, IT-специалисты. Ведут занятия не академические преподаватели вуза, а практики, у которых есть собственный бизнес. В новом учебном году стоит задача связать «Предпринимательский трек» с предпринимательской компонентой всероссийского сообщества молодежи «Движения первых».

 Иллюстрация: https://ya.ru/images/                        Дарья Казаченко