«Любовь через приложение»

15.09.2024

 Вчера впервые омским зрителям были представлены десять короткометражных фильмов, снятых молодыми российскими режиссерами и являющихся частью программы международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард». Организатор показа – московский киноклуб Cinecrab.

       Первой сибиряки увидели ленту  «Поле» режиссера Серафима Чихладзе. В центре сюжета – сельский полицейский Федор. Он разочаровался в профессии: коррупция, задержка зарплаты, нелады с начальством. Кроме того, Федора расстался с подругой. Однажды после посещения места происшествия в руки полицейского попадает странный объект. С виду – шар для боулинга, в самом деле, – средство для общения с инопланетной расой. От неизвестных существ молодой человек получает предложение изменить свою жизнь. Незадачливому полицейскому нечего терять, и он готов принять вызов. Но судьба героя для зрителей осталась загадкой…

     Финал картины – не упущение режиссера, а эпизод сериала, шаг к полноценному проекту. Это выяснилось при обсуждении лент, в котором участвовали организаторы показа фильмов и зрители. Режиссер представил, по мнению зрителей, социальную сатиру, юмор в картине уместен, актеры играют реалистичных персонажей. Однако появление инопланетных существ в сельской местности показалось многим несуразным. Критика затронула и графические элементы: зрители предложили выделить на анимацию больше финансовых средств...

       Жизнь молодого хакасского аниматора, героя фильма «Хам арах», тоже изменилась при странных обстоятельствах. Обошлось без инопланетян – оказалось достаточно мечтаний потенциального шамана. Это не шутка: сидя в кресле перед психотерапевтом, аниматор рассказал, что исполнение роли шамана на празднике привело к тому, что он будто бы начал сходить с ума. В роду аниматора нашлись предки, обладавшие редким даром, и он должен продолжить великое дело, помогать людям. Да вот беда: из-за легкомыслия и тщеславия аниматор шаманом не стал. Он потерял разум и не пожалел своего духовного наставника... Разобраться в своей жизни герою должен был помочь врач, но оказалось, что и он связан с потусторонним миром.

     Тщеславие, потусторонний мир… Фильм демонстрировался на хакасском и алтайском языке с субтитрами на русском, что, как отметили зрители, добавило колорита ленте: убедительную игру актеров дополняют режиссерские и операторские находки. Режиссер картины Михаил Мерзликин, когда-то работавший аниматором, использовал профессиональный опыт не только для рассуждений о том, кто является шаманом и как следует относиться к традиционным верованиям, но и для размышлений о жизненных ценностях, которые заключаются не столько в стремлении к выгоде, сколько в способности реализовать дарованные качества.  

      Если не увлекли ленты об инопланетянах и о претенденте на статус шамана, то фильм «Разговор» режиссера Лилии Галиевой предложил зрителям поразмышлять об отношениях отца и сына. Представьте: образцовый семьянин Николай наслаждается выходным днем и в ус не дует. Вдруг ему звонит сын, с которым он не общался много лет. Они мирятся и вспоминают прошлое. Ах, какие славные подробности содержит память обоих, какое достигнуто взаимопонимание! Ан нет, воспоминания хрупки, как стекло: иллюзию воссоединения, счастливое состояние душ рушит глупая случайность. Оказывается, молодой человек ошибся номером телефона и позвонил чужому отцу.

      Отношение не отца, а матери к своему ребенку показал Михаил Нилов: над фильмом «Скорая» он работал в качестве режиссера, сценариста и видеоинженера. Героиня ленты Ольга, фельдшер скорой помощи, тоже звонит, только не абы кому, а друзьям и близким: срочно нужна крупная сумма, чтобы помочь маргинальному сыну. Женщине приходится продать машину, чтобы успеть собрать деньги. Мать готова на многое ради своего ребенка, но зрителям в конце фильма намекают: сын не оценит её труды. Примечательно, что разговоры персонажей не влияют на развитие событий, не повторяют то, что показано на экране. Мрачная атмосфера безысходности...

      Страшной сказкой в духе лент американского режиссера и сценариста Тарантино, видимо, намеревалась пощекотать нервы зрителей Инга Сунагатуллина. В снятом ей фильме «Дичь» мошенники Соня и Гриша идут на ограбление пожилой женщины. Притворившись работниками социальной службы, они проникают в квартиру пенсионерки, но сами попадают в ловушку… Увлекательно? По мнению зрителей, получилась солянка из голливудского кино и русских сказок. А сколько проявлено старания: декораторы проделали масштабную работу, чтобы превратить съемочную площадку в жилище метлолюбивого персонажа русского фольклора. Но современная интерпретация образа Бабы-яги не устрашила зрителей: ухоженная актриса в твидовом костюме показалась слишком утонченной для исполнения роли зловредной хозяйки хором на курьих ножках. 

     Если Баба-яга не испугала зрителей, то произвести сильное впечатление способен суровый и безжалостный мир пустыни, показанный в картине «Лимб» режиссера Василия Ковбасюка. Это фильм-притча. Автор, поместив мужчину и женщину в пустыню, изобразил аллегорию на человеческие отношения. Герои вынуждены вечно ходить по пустыне, как по порочному кругу, не находя выхода из конфликта. Тем не менее, несмотря на визуальную изысканность, зрителям показалось, что фильму не хватает накала драмы, эмоционального напряжения, с чем нельзя не согласиться.

     Отношения мужчины и женщины в современном мире показал и режиссер фильма «Майн» Илья Советов. В недалеком будущем у людей будто бы появится возможность покупать любовь через приложение: идеальный партнер будет приносить счастье до тех пор, пока оплачена подписка. Любопытно, что в противовес купленной любви режиссер не показал любовь искреннюю. Все персонажи несчастны: ревнуют друг друга, не могут строить длительные отношения. Идея фильма показалась зрителям интересной, однако переживания персонажей, их внутренний мир раскрыты поверхностно, диалоги не показались убедительными.

      Переживания персонажей предложил осмыслить и фильм «По-человечески» режиссера Ярослава Лебедева. У некого Ивана умирает кот. В попытке похоронить домашнего любимца опечаленный хозяин и его товарищ попадают в несколько комичных ситуаций. Получилась трагикомедия, по атмосфере и стилю постановочной работы напоминающая кинокартины советского и российского режиссера Леонида Гайдая. «По-человечески» не оставляет чувство безнадежности, скорее наоборот, подчеркивает важность взаимной поддержки в трудные времена…

     Атмосфера безысходности – не только в ленте «Скорая», но и фильме «Я без тебя не могу так больше» режиссера Олега Морозова. Героиня ленты – резкая, прямолинейная, не находит для себя места в мире. Кажется, ее заботит одно: привлечь внимание к своей персоне. Она губит людей, окружающих ее, и не готова нести за это ответственность.

      Герой фильма «Тридцать секунд» режиссера Ивана Соснина тоже старается привлечь внимание к себе, но по другой причине. За полминуты больничный клоун, волонтер, должен установить контакт с пациентом, его задача – поднять настроение больных детей. Светлая картина о человечности, любви к ближним…

      Лента о человечности, а не о любви через приложение.

Фото: kino-teatr.ru/                                           Дарья Казаченко