24.01.2025 г.
Место холопа для Мете
Вчера в России впервые показана турецкая лента «Холоп. Великолепный век». Режиссер – О. Унлю. Сценаристы – М. Дишли, Д. Грацевич, А. Морозенко. Оператор – В. Оздемир. Композитор – И. Бурляев. В ролях – Керем Бюрсин, Мелис Сезен, Эркан Колчак Кёстендиль, Ахмет Мюмтаз Тайлан.
В 2020 году комедия «Холоп» режиссера К. Шипенко стала самым популярным отечественным фильмом. Нетривиальная идея и кассовый успех послужили вдохновением не только для съемок деятелями кино следующей ленты («Холоп 2» вышел в прокат в 2023 году), но и для иностранных адаптаций. Кинематографисты Монголии и Франции представили зрителям соответственно картины «Холоп. Однажды в Монголии» и «Холоп из Парижа», а новинкой стала, как отмечено выше, турецкая версия.
В центре сюжета – избалованный 27-летний молодой человек Мете. Благодаря отцу Теоману (Тайлан) представитель золотой молодёжи живет на широкую ногу – его будни состоят исключительно из веселья и безответственного поведения. Когда очередная выходка наследника окончательно разочаровала Теомана, он при помощи своей подруги Айлы (Эджем Озкая) и психолога Сами (Кёстендиль) решил использовать отчаянные меры, исправить характер сына необычными методами перевоспитания. Мете внушают, будто он совершил путешествие во времени и перенесся в Османскую империю XVI века: он – не богач, а подневольный конюх. Это значит, что жизнь перестала быть беззаботной: надо трудиться, за лень грозят плетьми, а за проступок – казнью. Не слишком ли жестоко?..
Интересно, что оригинальное название фильма с турецкого языка переводится как «испорченный». Изменение названия ленты в России, вероятно, объясняется желанием привлечь больше зрителей за счет ассоциации с отечественной дилогией и историческим сериалом о султане Сулеймане. Однако новое название породило лишь завышенные ожидания от просмотра ленты. Фильм не балует зрителя колоритом востока, роскошными интерьерами и дворцовыми интригами. Масштабные декорации и морские пейзажи не заполняют этот пробел.
Акцент сделан исключительно на актере, исполняющем главную роль. Обаятельный Керем Бюрсин, вероятно, должен привлечь тысячи зрителей в кинотеатры, однако его актерские навыки заурядны. Отношения Мете и его избранницы Асены (Сезен) показаны неубедительно. Финал, в котором любовь должна была подтолкнуть Мете к подвигам, выглядит скомканным, героический поступок молодой человек так и не совершил. Несмотря на это, Асена всё же остается с ним, чего логично было бы ожидать только после заметного преображения молодого человека. Все изменения Мете происходят легко и беспричинно, что ставит под сомнение возможность его перевоспитания.
Сюжетная линия Теомана и Айлы, в свою очередь, также не получает должного внимания авторов. Их взаимоотношения остаются за кадром. Свадьба пары, показанная в конце фильма, представляется скорее вынужденной точкой, чем логичным завершением истории.
Вызывает вопросы и жанровая особенность фильма. Комичные ситуации – редки, оригинальный юмор отсутствует. Авторы предприняли попытку привнести драматический элемент при помощи эмоциональной сцены, в которой заняты Мете и Теоман. Попытка неплоха, но стоит учитывать, что тема отношений отцов и детей хоть и вечна, но требует основательного подхода для реального воздействия на аудиторию.
В итоге зрители получили фильм, который представляет не уникальную интерпретацию, а дословное копирование оригинала – вплоть до шуток и отдельных сцен. Главная проблема ленты заключается в том, что она обделена элементами национальной культуры и колорита. Настолько велико сходство турецкого «Холопа…» с оригиналом, что оценивать эту работу, как самостоятельное произведение, видимо, бессмысленно.
Фото: https://yandex.ru/images/ Дарья Казаченко