«Пятый театр» vs «Студия» Ермолаевой»
17.09.2018

10 сентября этого года в омском «Арт-центре на Любинском» актерами из «Центра современной драматургии» (ЦСД) проведен драма-баттл: государственный «Пятый театр» против городского театра «Студия» Л. Ермолаевой».
Полюбившиеся зрителям битвы, в которых участвуют мастера перевоплощений, стали последними в этом сезоне. На этот раз шоу проходило в духе фильмов плаща и шпаги – актеры ЦСД предстали перед зрителями пиратами с Летучего Голландца. Стоит отметить, что драма-баттлы не имеют ничего общего с пресными и желчными телепрограммами или рэперскими потасовками. В Омске же актеры пробуют свои силы в театральной импровизации, выдерживая, так сказать, необходимый тон юмора. 
Драма-баттл проходит в несколько этапов. Первое испытание сравнимо с популярной игрой «Крокодил», а вот последующие – чистая импровизация. По заверению самих участников баттла, подробностей конкурсов не знал никто, поэтому подготовка номера проходила на сцене, и на нее отводилось меньше минуты. Второе испытание зрителям запомнилось благодаря яркому дуэту Вячеслава Болдырева и Егора Лябакина из «Пятого театра», которые выступили на сцене в роли соблазнительной проводницы и неутомимого пассажира. Конкурс был осложнен тем, что в создании сценки участвовали «ермолаевцы», выкрикивая в ходе выступления противников слова, которые те должны были использовать в своем номере. Попробуйте найти применение лопате в поезде, да так, чтобы это было к месту и смешно, у актеров из «Пятого театра» это получилось – приз зрительских симпатий присужден им.

Важно отметить, что победителей выбирают зрители. По завершению каждого испытания ЦСД открывает в своей группе «Вконтакте» голосование, после чего зрители достают телефоны и с их помощью выражают точку зрения о выступлениях актеров, на это им отводится одна минута. Такая спешка обусловлена тем, что хоть и команды театров настроены друг к другу миролюбиво, дух соперничества им не чужд. В финальной битве первого сезона между актерами ЦСД и Омского академического театра драмы новость о предстоящем голосовании вышла за пределы арт-центра. Участие в нем приняли не только зрители драма-баттла, но и другие поклонники театра драмы, подарившие любимым актерам почти 80 голосов, которые, впрочем, не были учтены при подведении итога.
Актеры «Студии» Л. Ермолаевой» отличились в музыкально-пластическом номере, его представили Полина Манухова и Евгений Сизов. Их задачей было изобразить на сцене супружескую пару, оказавшуюся в роддоме из-за чрезвычайных обстоятельств, о которых читатель догадается. Громче смеха зрителей были, пожалуй, вопли актрисы, которая старалась разыграть сценку с подобающим ей реализмом в разных музыкальных стилях.
Заключительным этапом соревнования стал конкурс «Новогодний марафон», победу в нем одержала команда «Пятого театра». Участникам нужно было разыграть на сцене детские сказки («Золушка», «Маша и три медведя») в разных киножанрах: ужасы, мелодрама, мюзикл, вестерн. Актеры «Пятого театра» и на этот раз женскую роль отдали мужчине, Машеньку представил Егор Лядов. А Медведей, их было два, сыграли Виктория Величко и Вячеслав Болдырев. «Студия» Л. Ермолаевой» представила зрителям «Золушку» в лице Виталия Романова, Виталия Сосоя и Ирины Разумовой, благодаря которым детская история на сцене превратилась в социальную драму.
Победителями в драма-баттле стали актеры «Пятого театра», что для некоторых стало неожиданностью.
— Проиграла 500 рублей. Думала, что победит команда «Студия» Ермолаевой», ˗ улыбается Светлана Баженова, директор и художественный руководитель театра ЦСД.
Подобные драма-баттлы омские зрители видят впервые. Такие битвы являются не только приятным развлечением для омичей, но и профессиональным испытанием для актеров. Весь баттл построен на импровизационных играх, в которых актеры участвуют без подготовки, состязаясь в театральном, танцевальном и комедийном мастерстве.

Виталий Сосой, актер театра «Студия» Л. Ермолаевой», говорит:
— Здесь ЦСД объединяет актеров разных амплуа. Ты можешь сыграть что угодно в зависимости оттого, как выпадет жребий, а это и есть чистое искусство. Думаю, было бы намного интереснее, если бы команды были смешанными.
Виталий Романов, актер театра «Студия» Л. Ермолаевой», считает:
— Самое интересное – отсутствие драматургии. Никто не знал, что будет с тобой происходить, подробности заданий были неизвестны.
Корреспондент «Слова» задал несколько вопросов Зарине Демидовой, заместителю директора, актрисе ЦСД.
— Кто предложил устраивать подобные состязания между актерами омских театров?
— Когда наш театр работал при ресторане «Шатер», арендодатель попросил придумать театральные представления, которые бы задержали зрителя в кафе. Мы ознакомились с большим количеством литературы, посвященной актерским тренингам, и постарались переложить чужой опыт на наше шоу, поняли, что не можем себе позволить комедии в духе «Антрепризы», у нас – свой путь. Ярослав Максименко (актер ЦСД. – Прим. автора) предложил устраивать баттлы между театрами. Поначалу было страшно. Не знали, как отреагируют на эту идею актеры других омских театров. Сначала в состязании участвовали Омский театр драмы и Лицейский театр, потом ЦСД и Музыкальный театр. Наша цель – создать такое театральное пространство в Омске, где могли бы  встречаться не только актеры, но и художники, музыканты. Следующие драма-баттлы планируем провести зимой, их участниками станут, в частности, актеры театра «Арлекин» и Северного драматического театра им. М.А. Ульянова.
— Думаете ли изменить формат драма-баттла?
— Может быть, организуем смешанные команды. Будем придумывать новые декорации для сцены. Планируем проводить бэнд-баттлы между музыкальными группами, договорились с несколькими омскими музыкантами.  
— Почему популярен такой формат состязаний?
— Импровизацию невозможно предугадать, отрепетировать. Зритель не знает, что произойдет на сцене. Еще К.С. Станиславский, театральный реформатор и теоретик, говорил, что нет ничего интереснее, чем живой человек на сцене. И мы видим, как происходит чудо: совершенно неподготовленный человек, только что узнавший следующее задание, начинает творить на сцене.
— Какую ценность драма-баттлы представляют для самих актеров?
— Это, в первую очередь, тренинг. Как-то заслуженный артист России Сергей Флягин сказал, что в таком состязании можно оторваться от того, что есть в театре, где он занят, поработать в другом направлении. Тренинги, импровизация позволяют актерам постоянно находиться «в форме».

Источник фото: https://vk.com/csd_omsk

Ксения Макарова