21.03.2025
В самолетике стреляли
Вчера в России впервые показан американский фильм «Особо опасный пассажир». Жанр – триллер. Режиссер – Мэл Гибсон. Сценарист – Джаред Розенберг. Композитор – Антониу Пинту. В главных ролях – Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс.
Сюжет разворачивается вокруг похождений бухгалтера Уинстона (Грейс), который стал важным свидетелем деяний мафиозного босса клана Моретти и отправился в Нью-Йорк на легкомоторном самолете под конвоем федерального маршала Мэдолин Харрис, чтобы дать показания как свидетель. Для этого маршал наняла пилота (Уолберг), который, как выяснилось впоследствии, являлся наемным убийцей… Казалось бы, классическая завязка для триллера, но режиссер, видимо, решил не ограничиваться одним жанром.
В самом деле, определить жанр фильма весьма сложно. Вроде бы триллер? Но имеются и элементы боевика и, что удивительно, комедии. Есть от чего растеряться актерам – они демонстрируют то профессионализм, то неестественность, будто до конца не понимают, в каком жанре работают. Характеры персонажей раскрыты поверхностно, их треволнения не вызывают ни сочувствия, ни других эмоций...
В образе пилота Уолберг может показаться комичным и даже глуповатым. Однако после первой трети фильма его персонаж резко меняется и становится психопатом. Хотя такая трансформация может произвести впечатление на зрителей, местами она кажется излишней. И ощущение комичности происходящего на экране, как ни странно, не исчезает…
Несмотря на убедительную игру Уолберга, фильм страдает от множества клише и абсурдных моментов. Действие происходит в ограниченном пространстве маленького самолёта, показ происходящих в нем рукопашных схваток скучен и выглядят неправдоподобно. Вопросы вызывает и логика действий персонажей. Они не брезгуют применять огнестрельное оружие в самолёте, хотя, вероятно, понимают, что стрельба может закончиться плачевно для пассажиров. Персонажи-то, наверное, понимают опасность рискованных манипуляций – уяснил ли это сценарист? Как будто сознательно Розенберг повелел персонажам совершать легкомысленные действия: лента демонстрирует, что пилот может выпустить из рук штурвал – не грозит ли самолету свободное падение?..
Словом, пилот показан в картине во всей красе. А каков свидетель Уинстон? Поведение бухгалтера противоречиво: его охватывает то страх, то смелость, то высокомерие, то он оказывается в плену неуместного юмора. Комедийные моменты скорее ослабляют напряжение, чем добавляют фильму динамику.
События, происходящие в кабине самолёта, сводятся к чередованию драк и диалогов. Для ленты «Воздушный маршал» (2014) с Лиамом Нисоном в главной роли, в которой действие также разворачивается в самолёте, «Особо опасный пассажир», кажется, не опасен как конкурент, проигрывает по всем параметрам, включая использование спецэффектов. Музыкальные композиции, услышанные зрителями, едва ли запомнятся, но основную задачу, а именно нагнетание напряженности, они выполняют.
Визуальная составляющая фильма выглядит устаревшей: финальное приземление самолёта кажется неубедительным, а пейзажи напоминают статичные задники из лент, снятых в 1990-х годы. Зрители не видят завораживающие бескрайние просторы Аляски: события происходят исключительно в кабине самолета, что для картины, снятой в 2024 году, странно.
В целом фильм получился непритязательным. Поклонникам творчества Уолберга он может показаться интересным, других же зрителей вряд ли порадует. Авторы многих отзывов о картине Гибсона, доступных в интернете, не скрывают разочарование, отмечают однообразие, отсутствие интриги, слабость сюжета, наличие длительных разговоров в противовес редкой демонстрации действий персонажей.
Иллюстрация: kinopoisk.ru Рафаэль Юрасов