Пена мыльных опер растекается по городам и весям
21.09.2018

В кинотеатрах Омска проходит показ картины «Гоголь. Страшная месть». Для кого она снята? И не мыльная ли это опера? Попробуем разобраться и понять, что же такое «мыльная опера».
Термин «мыльная опера» возник в американской прессе в 1930-х годах для обозначения чрезвычайно популярного жанра последовательных драматических программ. В первых сериалах этого типа рекламировались компании, производители мыла, такие, как «Procter & Gamble», «Colgate-Palmolive» и «Lever Brothers». Со временем мыльная продукция исчезла из эпизодов сериалов, а термин остался и скорее информировал не о рекламе в программе, а о том, что зрителю будут «мылить» глаза до слез.
Основная аудитория таких «шедевров» современного экранного «искусства» ˗ это домохозяйки, пожилые люди, в основном женщины, с недавних пор – и молодые соотечественники. Думаю, стоит пояснить, почему в ряду перечислений оказалось последнее словосочетание. Молодые люди подчас не подозревают, что им предлагают «мыльные оперы», которые маскируют наименованиями «спортивная драма» («Молодежка»), «триллер» («Закрытая школа»), «комедия» («Реальные пацаны»). Первым сериалом,  покорившим молодую аудиторию, была по праву «Игра престолов», за ним последовали «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие», «Викинги». Вот только если зарубежным аналогам присущи хорошая актерская игра, интересная работа операторов и временами оригинальные сюжетные находки сценаристов, то российский рынок не может ответить той же монетой. Чаще всего получается нечто похожее на ставший легендарным американский сериал «Санта-Барбара».
Почти каждый канал российского телевидения демонстрирует по несколько сериалов, построенных по системе мыльных опер. Явный фаворит в создании данного «продукта» ˗ телеканал «Русский роман», предлагающий аудитории исключительно такие сериалы. Дабы заинтересовать зрителя, сериалы рекламируют как художественные фильмы. Так поступает не только «Русский роман», но и «Первый канал», «Россия» и другие компании. Создатели думают, что, перейдя с формата тридцатиминутных эпизодов на часовые серии, они имеют право называть продукцию «художественным фильмом». Однако справедливо все произведения, имеющие сериальную структуру, называть сериалами. На Западе на часовой формат перешли еще в 2010 году. Серия фильмов о Гарри Поттере выходит в эфир по сей день. Самый дорогой сериал, который демонстрируется в кинотеатрах и собирает у экранов огромное число зрителей, – «Кинематографическая вселенная Марвел».
А что россияне могут воспринять в качестве сериала? «Гоголя. Страшную месть»? Возможно, читатель скажет, что это «трилогия», «мыльной оперой» не пахнет. И все же это сериал, снятый для телеканала «ТВ-3», склеенный по две серии в один фильм для проката в кино лишь с одной целью – заработать прибыль. Наверное, не следовало бы придираться к этому «творению», будь  качество работы над ним высоким. Но нет… Снято без души, актеры не играют, а мучатся, оператор с режиссёром будто заснули, и всё снимали без них…
И это лишь один пример негодной работы. Представьте, что в будущем в кинотеатрах демонстрируются такие фильмы, как «Любовь с испытательным сроком», «Любовь нежданная нагрянет», «Лекции для домохозяек», «Ночная фиалка». Эти названия, кстати, не выдуманы. А после месяца проката эти «фильмы» будут разделены на части, хотя именно по частям их и снимали, и показаны каким-нибудь телеканалом.
Сюжеты фильмов такого рода не будут отличаться вовсе: ничем не примечательная девушка приезжает в большой город (или теряет близкого человека, собаку, или побеждает в лотерее). Затем творцам важно выжать из зрителя сочувствие, так как у молодой особы ничего не получается, все валится из рук… И вдруг появляется принц, а иногда и два (один богатый и удачливый, а другой – охранник из супермаркета). И она на протяжении бесчисленного количества сезонов проходит через всевозможные испытания, встречается с богатым принцем, но в итоге понимает, в чем заключается смысл жизни, и торжествующе уходит к охраннику. Как говорится, «хэппи энд», счастливое стечение обстоятельств налицо. А простодушный зритель пусть идет смотреть другой «художественный фильм»…
Таковы неуклюжие попытки заработать прибыль на обычных зрителях грязным, «слёзодавочным» способом. Они, создатели, не начнут стараться работать лучше, может быть, талантливо, пока зрители продолжают смотреть данные «творения», а по сути – жалкие поделки.
Производство сериалов, в которых используются одни и те же декорации, реквизит, а также актеры, можно назвать конвейером. А когда сериалы начнут терять популярность, в них заменят некоторые составляющие, возможно, изменят название «завода»-производителя, который продолжит выпускать «художественные мыльно-оперные фильмы». Авторы действительно хороших и умных кинопроектов вынуждены подстраиваться под правила, которые диктует зритель...

Источник фото: memebase.cheezburger.com

Игорь Жидков