23.05.2025

Роботы вторглись в былину

Вчера в России состоялась премьера фильма «Соловей против Муромца». Режиссер – К. Оганесян. Сценаристы – К. Журенков, Н. Воробьева. Художники – И. Белова, Д. Фомина. Оператор – Н. Богачев. Композитор – Д. Диденко. В главных ролях – Владимир Любимцев, Никита Ефремов, Тимофей Кочнев, Антон Васильев.

      В основе сюжета – конфликт между Соловьём-разбойником и одним из героев русского былинного эпоса Ильей Муромцем. В этой альтернативной реальности Соловей одержал верх и перекроил историю, приписав себе славные деяния богатыря. Обретший бессмертие благодаря эликсиру он дожил до современности, где почитается как герой именно он, а не Муромец...

      Лишь семья профессора Киселёва хранит истину. Профессор находит Илью Муромца, заточенного во льдах, и возвращает его к жизни с помощью механического сердца. Персонажам предстоит взять реванш, битва развернётся между роботами…

      Кажется, сотворено что-то необычное, оригинальное? Увы, неизбежно возникает вопрос о влиянии на авторов ленты западного кино. Действительно, фильм опирается на западные образцы, и Оганесян этого не скрывает в интервью, данных российским журналистам. По его словам, идея проекта родилась после просмотра фильма «Мстители: финал». Оганесяна поразила реакция зрителей на действия супергероев. Это будто бы и вдохновило его на показ былинных персонажей, способных вызвать такую же эмоциональную отдачу, как и зарубежный образец.

      Явно прослеживается в картине влияние не только «Мстителей…», но и таких западных лент, как «Живая сталь», «Железный человек», «Трансформеры». В конечном счете, фильм воспринимается, как мозаика, собранная из знакомых элементов. Такой режиссерский подход имеет плюсы и минусы. С одной стороны, использование проверенных приемов, например, «головы в шлеме» из «Железного человека», наверное, оправдано. С другой стороны, обилие заимствований лишает смысла размышления об оригинальности картины, снятой Оганесяном.

       Сценарий предсказуем: конфликт между братьями, их примирение и совместная победа над злодеем… Бои построены по знакомой схеме: герой сначала доминирует, затем терпит поражение, а в критический момент одерживает верх. В наличии также стандартные элементы: манипуляции с отцовскими чувствами и банальная любовная линия, где девушка проявляет интерес к герою только после его впечатляющих достижений. Её фраза «построй робота, тогда поговорим» не оставляет сомнений в том, что без достижений он ей не интересен. Что касается роботов, то они бились на славу.

      Как бы то ни было, фильм можно воспринять, как удачу, если помнить, что он ориентирован на подростков и детей. Сюжет, конечно, упрощен до предела, юмор в картине зауряден, акцент сделан на визуальные эффекты. Змея, к примеру, создана с помощью компьютерной графики, так как создание и управление механическим аналогом было бы слишком сложным. Музыка вполне приемлема, подчеркивает динамизм действий.    

      При подборе актёров создатели фильма, вероятно, ориентировались на юную аудиторию. Отказавшись от традиционных типажей, они сделали ставку на актёров, чьи образы понятны подросткам. Выбор Любимцева на роль Муромца и Ефремова на роль Соловья кажется спорным, но они, похоже, соответствуют современным трендам. Муромец представлен не как классический богатырь внушительных размеров, а как молодой человек со стильно подстриженной бородой – этакий современный герой, напоминающий персонажей из российского приключенческого фильма «Последний богатырь».

      В общем, создана понятная аудитории картина, авторы не скрыли влияния западных кинообразцов. В результате получился российский кинокомикс в стиле американской киностудии Marvel, и каждый зритель решит, как к нему относиться…

           Иллюстрация:  kinopoisk.ru                                                               Рафаэль Юрасов