Из мира звуков прошлого
01.10.2018

27 сентября этого года на сцене Концертного зала состоялось выступление известного пианиста-виртуоза заслуженного артиста России Б.В. Березовского в сопровождении Омского академического симфонического оркестра.
Исполнен концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор С.В. Рахманинова. За дирижерским пультом был художественный руководитель и главный дирижер коллектива Дмитрий Васильев. Во втором отделении концерта прозвучали два ярких произведения: симфония № 1 «Классическая» Сергея Прокофьева и «Поэма экстаза» Александра Скрябина.
Концерты Б.В. Березовского вызывают горячий отклик публики, которая восторгается не только экспрессией, но и блестящей техникой игры на фортепиано. Борис Вадимович родился в музыкальной семье, учился в специальной музыкальной школе им. Гнесиных у И. С. Родзевич, а в 1986-1990 годах – в Московской консерватории (класс фортепиано Элисо Вирсаладзе). Мировую известность маэстро приобрел, когда победил в IX Международном конкурсе  им. Чайковского в 1990 году. С тех пор он стал выступать на авторитетных интернациональных фестивалях с лучшими коллективами мира.
Борис Вадимович выпустил около 40 музыкальных альбомов (СD и DVD). Его записи получили премии «Diapason d ‘Or», «Echo Klassik», «BBC Music Magazine». Музыкант получает премию национальной газеты «Le Monde de la Musique»и «Gramophone», премию  национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года-2013» и премию года в номинации «Музыкальное искусство» (2015).


Б.В. Березовский известен как интерпретатор русской классики, в частности, произведений С.В. Рахманинова. По его словам, именно музыка Рахманинова наполнена широким звуковым спектром, его произведения можно сравнить со звоном колоколов, которые обладают богатой палитрой обертонов. Пианист для выступления с Омским академическим оркестром выбрал знаменитый концерт для фортепиано с оркестром № 3  ре минор.
Почему именно это произведение Рахманинова заинтересовало музыканта? Скорее всего, потому, что композитор воспринимал этот жанр  как вершину творчества. Концертное творчество Рахманинова можно разделить на три этапа: ранний, зрелый, заграничный. Свой первый концерт он сочинил еще в студенческие годы, в период обучения в консерватории (1890), затем были созданы концерт № 2 и № 3 для фортепиано с оркестром (соответственно в 1900 и 1909 годах).
Заграничный период ознаменовался ностальгией.  Поэтому в концерте для фортепиано с оркестром № 3 Сергей Васильевич обращается к пластам национального искусства. Здесь можно уловить старинные песнопения, показан образ Древней Руси с ее мелодикой поэтичности и таинственности звучания. Первая часть концерта позволяет слушателю ощутить широту и необъятность российских просторов. Пальцы пианиста-виртуоза словно парят по клавиатуре. Одна мелодия сменяет другую в музыкальном потоке. Вторая часть произведения звучит как былина Древней Руси – таинственно, загадочно, немного сумрачно. В третью часть композитор вложил настроение сказочного мира, где воображение слушателя может нарисовать картину небесного купола со звездным дождем, который завораживает зрителя красотой и необъятностью. Возможно, именно такие чувства удалось ощутить омским слушателем, ведь пианист смог передать с помощью великолепной игры замыслы, которые вложил в произведение С.В. Рахманинов...


Второе отделение концерта перенесло слушателя из сказочного мира Древней Руси в мир ослепительно яркий, в океан симфонии Сергея Прокофьева и «Поэму экстаза» Александра Скрябина. «Классическая» симфония Сергея Прокофьева начинается громким аккордом всего оркестра... Воображению зрителя может представиться светский бал… В заключение концерта звучала «Поэма экстаза» Александра Скрябина. Из мира карнавала и светских балов слушатель перенесся в мир раздумий. Произведение начинается с темы мечтания и томления, мелодии приобретают разные тембровые окраски. Основной раздел произведения представлен темой экспрессии. Это не спокойные мечтания, нет, это призыв к действию. Звучат ноты тревожности и волнений… Далее музыка создает иллюзию полета за счет звучания струнных инструментов. Следующая мелодия звучит все более тревожно, как бы призывая слушателя к протесту, наконец, самоутверждению…
Именно музыка способна вызвать у слушателя широкую  палитру чувств и эмоций, позволяет ему погрузиться в неизвестные миры. Удивителен человеческий гений, способный повести вас в неведомое, далекое прошлое, помогающий ощутить доселе неведомые чувства и познать самого себя. Понимаешь, что великие произведения композиторов способны передать не менее великие исполнители. Одним из них, безусловно, является музыкант Борис Вадимович Березовский.

Фото: автор

Анна Тарасенко