Органист Вильке – впервые в Омске
23.10.2018

Впервые в октябре этого года в Омске выступил известный органист Денни Вильке (Германия). Он занимает пост титулярного органиста при церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в Мюльхаузене.
Денни учился в Высшей школе музыки Нюрнберга и Роттердамской консерватории, стажировался у титулярного органиста Норт-Дам де Пари Оливье Латри. Карьеру маэстро начал в Домском соборе в Мерзебурге в качестве органиста. В 2010 году Денни Вильке стал лауреатом авторитетного Международного конкурса органистов в Сиднее (Австралия). В 2015 году  ему выпала удача осуществить заветную мечту любого органиста – сыграть во французском Нотр-Дам де Пари. Где бы ни выступал органист из Германии, в программу выступления он включает музыку И.С. Баха, считает себя преемником гениального композитора: в свое время Бах часто посещал церковь, в которой работает Вильке.
В начале концерта исполнены произведения Клода Бальбатра «Вариации на темы марша «Марсельеза» и песни Ca-ira («Так победим»). Во времена Великой французской революции активисты для того чтобы добыть деньги,  приказали уничтожить многие музыкальные инструменты, продать  органные атрибуты. Однако, к счастью, им не удалось сделать подобное в соборе Нотр-Дам де Пари благодаря усилиям ведущих органистов, которые убедили республиканское правительство в том, что на органе можно играть и революционную музыку.
Затем было исполнено произведение Сезара Франка, французского композитора и органиста (1822-1890). В творчестве Франка, представителя романтизма второй половины XIX века, нашли отражение традиции французской, фламандской, бельгийской музыки, венской классической школы. «Героическая пьеса», представленная омским слушателям, в свое время успеха у публики она не имела. В XXI веке пьеса, в которой присутствуют образы хоральной, пасторальной и колыбельной музыки, стала одним из самых популярных произведений Франка.
И, конечно же, ни один органный концерт не может обойтись без исполнения произведений великого знатока органа – Иоганна Себастьяна Баха. Прозвучало анданте из «Кантаты №38» в переложении для органа Ф. Листа. В разные эпохи многие музыканты обращались к произведениям И.С. Баха. Одним из первых был Лист. Денни Вильке удалось прекрасно передать настроение и И.С. Баха, и Ф. Листа при исполнении анданте из «Кантаты №38».
Завершающим в первом отделении было произведение Ф. Листа,  в котором отражены «Вариации на тему бассо континуо из кантаты №12» и «Crucifixus» из «Мессы си минор». В данном произведении Лист как бы  соединяет различные  произведения  И.С. Баха. Первая половина – это фрагмент из кантаты № 12, в основе которой лежит протестантский хорал. Вторая  часть пьесы ˗ трагическая часть «Мессы си минор».
Второе отделение  открыто музыкой Сергея Рахманинова, исполнена «Прелюдия до-диез минор».  Произведение  написано композитором в 19 лет. Переложение с фортепианной музыки на органную к этому произведению сделал французский композитор Луи Вьерн. Мелодия прелюдии вначале звучит спокойно, потом становится тревожной, как будто ветер оторвал листок, и он кружится в вихре, а потом тихо и медленно падает на землю…
И снова – музыка Ф. Листа, второе отделение завершилось фантазией и фугой до минор на тему хорала «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Д. Мейербера «Пророк». Это одно из самых сложных произведений в истории органного искусства. Основу фантазии составляет хорал Крещения из первого акта оперы Мейербера «Пророк» ˗ это подражание средневековым  мелодиям. Первая часть произведения звучит романтично, погружая слушателя в мир грез, вторая часть – как марш, призывающий к значительному действию. Произведение сложно для восприятия неподготовленным слушателем. Возможно, поэтому часть слушателей  покинула зал, не дожидаясь окончания  концерта...
Денни Вильке показал высокое исполнительское мастерство, умело  передал настроение, существо произведений музыкальных гениев. Гость Омска подарил незабываемые минуты возвышенных чувств тем слушателям, которые были готовы к серьезным размышлениям и восприятию сложных музыкальных произведений.

Фото: автор

Анна Тарасенко