«Петербургские серенады» для сибиряков
09.11.2018

Вечер 6 ноября для любителей хоровой музыки в Омске стал настоящим праздником – профессиональное мастерство продемонстрировал прославленный хор Санкт-Петербургского Мариинского театра. В программе концерта «Петербургские серенады» прозвучали произведения М. Глинки, А. Алябьева, А. Варламова, А. Даргомыжского, П. Чайковского, А. Рубинштейна, А. Аренского, а также обработки русских народных песен Г. Свиридова и В. Гаврилина.
Хор Мариинского театра – высокопрофессиональный коллектив, имеет богатую историю: в середине XIX века он стал первым исполнителем опер Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Коллектив является номинантом премии «Grammy» и выступает не только в городах России, но и в Бельгии, Германии, Великобритании, Дании, Израиле, Испании, Италии, других странах.
Вечер музыки в Омском концертном зале открыла «Венецианская ночь» М. Глинки. Это один из безмятежных по настроению романсов композитора. Здесь органично сочетаются образы нежной, теплой южной ночи с волшебными видениями. Удивителен эффект «таяния», мерцания, неправдоподобия происходящего. Следующим произведением был хор А. Новикова «Веселый пир», написанный на слова А. Пушкина. Это один из шести хоров композитора на слова великого поэта, посвященный 150-летию со дня его рождения. Произведение довольно сложное для исполнения, требует мастерства в передаче пластичности напевов. «Веселый пир» сочетает два начала – вакхическое и лирическое. Первое выражается в страстном дыхании и танцевальных ритмах, а второе – в певучести, голоса солистов создают картину умиротворения и покоя. Страстная влюбленность в жизнь пронизывает музыку хора и завершается возгласами пирующих друзей: «Люблю веселый пир…»
Репертуар составлен так, что исполнители от произведения к произведению показывают все грани мастерства… Следующие произведения также обращены к пушкинским образам в музыке. Среди них – романс М. Глинки «В крови горит огонь желания». Поэт и композитор были знакомы и не раз встречались, но близость их творчества рождена скорее внутренним родством их натур. На одном из вечеров у друзей читали стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая их, сел к роялю, стал напевать... В стихотворении Пушкина композитор уловил приподнято-романтическую грань, момент воодушевления, радостного волнения, каким охвачен влюбленный в момент расцветающего чувства.
Другой русский композитор А. Даргомыжский тоже был вдохновлен стихами Пушкина и написал произведение «Буря мглою небо кроет». Произведения А. Варламова «Белеет парус одинокий» и А. Рубинштейна «Горные вершины» несут в себе поэтику другого русского поэта – М. Лермонтова.
Стихи великих русских поэтов продолжают вдохновлять и наших современников. Хор Мариинского театра включил в программу произведение Георгия Свиридова из цикла для хора «Пушкинский венок», написанного в 1979 году, когда художник ближе всего чувствовал грань смерти и бессмертия. На такой грани – стихотворение А. Пушкина «Зорю бьют». Здесь и детские воспоминания, и образы снов... Пушкинское стихотворение – это диалог поколений, напоминание о бессмертии духа. В музыке Свиридова на это стихотворение звучат три темы, три образа: первый – хоровой фон, мерно перетекающие волны океана Времени. Вторая тема – голос солиста, который произносит текст как молитву или как летопись Истории. Третья тема – это бодрый напев зори, побудки, подражающий звукам трубы. В финале этот напев звучит как символ вечной неуспокоенности мысли, как эстафета будущим поколениям.
Прозвучали на концерте и народные обработки песен «Любо, братцы, любо», «На горушке на горе» Г. Свиридова и «Уж ты, поле», «Барыня» В. Гаврилина. Именно музыкой Гаврилина завершилось выступление хора. Зажигательная, искрометная «Барыня» вызвала бурю несмолкающих аплодисментов. Автору удалось «…своей музыкой добраться до каждой человеческой души…», и слова Гаврилина: «Меня постоянно свербит боль: поймут ли?», как показывает время – напрасная тревога. Его музыку любят и ей подражают, ведь в ней органично соединилось подлинно русское и общечеловеческое, юмор и печаль…

Фото: автор

Анна Тарасенко