Шесть ошибок начинающих поэтов
19.11.2018

9-11 ноября в Омской областной библиотеке для детей и юношества состоялся очередной литературный семинар для молодых авторов «ПарОм». По его итогам будет выпущен сборник произведений участников.
Занятие в мастер-классе «Поэзия» провели член Союза российских писателей Вероника Шелленберг и лауреат молодежной премии имени Ф.М. Достоевского Ирина Четвергова. Помимо неточностей рифм, ритма и фонетики стиха были выделены другие частые ошибки, совершаемые молодыми поэтами и мешающие восприятию стихотворных текстов. Во-первых, это телепортации и превращения лирического героя. Чтобы избежать этой ошибки, авторам советуют во время создания произведения четко представлять себе, кто такой лирический герой, как он выглядит, где находится, тщательно прописывать его перемещения, а также изменения, если таковые имеют место. Во-вторых, нежелательно смешение физического и метафизического. Одно дело, когда горит реальный мост, и совсем другое – сожженные мосты, как невозможность вернуться в прошлое. Необходимо разделять, по мнению организаторов семинара, явления или предметы, которые можно увидеть, потрогать, и другие, существующие только в воображении. В-третьих, часто бывают неточными сравнения, русская поэтесса Марина Цветаева, к примеру, часами исписывала листы в поисках единственного подходящего слова. Начинающим поэтам не следует идти на поводу у рифмы, помня, что «поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке» (Тимофей Белозеров). Автор стихотворения должен представлять, что именно хочет сказать и каким образом лучше донести свои мысли и чувства до читателя.

Неприемлема и несогласованность образов. Чтобы этого не случилось, авторам советуют после завершения работы над стихотворением суммировать образы, чтобы понять, гармонично ли они сочетаются, не возникает ли противоречий при прочтении текста.
Нежелательна и назидательность. Произведение автора, поучающего читателя, едва ли вызовет положительную реакцию. Куда привлекательнее суждения, излагаемые в иносказательной форме. Еще одна ошибка – повторение приемов. Один и тот же прием, использованный несколько раз подряд, наверняка будет замечен. Читатель, с точки зрения организаторов семинара, может подумать об авторе: «Я тебя раскусил, значит, не такой ты и умный, как мне представлялось», ˗ и впечатление о прочитанном будет смазано. Современная поэзия, подчеркнуто на занятии, не обязана строго подчиняться законам стихотворного размера, а рифмы может и не быть вовсе: очень популярны сегодня верлибры. Эти средства всего лишь обеспечивают выразительность стихов, а не наоборот.

Фото: автор

Татьяна Гиль