Способный творить разрушать не может
19.12.2018

Посещая концерты классической музыки, открыла в себе много нового, доселе неизвестного. Невольно возник вопрос: так что же это за сила такая, музыка, что за тайна кроется в ней? Возникла идея обратиться к размышлениям мудрых людей, уже открывших эту тайну, воспринявших магию прекрасного.
Великие музыканты, способные не только понимать музыку, но и творить ее, определяли свое видение по-разному. Так, немецкий композитор Р. Вагнер считал, что «музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль». А немецкий поэт Генрих Гейне на вопрос о том, что такое музыка, отвечал под другим углом зрения: «Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; эта материя, но материя, которая обходится без пространства». Пожалуй, именно такое ощущение, словно находилась между двумя мирами, удалось испытать мне недавно на концерте в Омске, когда в исполнении Юлиана Хандлоса, органиста из Германии, прозвучала музыка немецких композиторов И.С. Баха, И. Брамса. Усиливает подобное ощущение соприкосновения с высшим духом, конечно же, орган. Этот клавишный духовой инструмент – целый оркестр, обладающий одновременно и вселенской мощью, и нежными, ангельскими голосами. Смотришь на исполнителя, слушаешь музыку, и невольно приходит мысль: «Как же может быть велик человек, создавший подобное, как же может быть мелок другой человек, способный разрушать прекрасное, мир и саму жизнь!» Как ни согласиться с древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что «только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства».
Кто способен творить, тот не может разрушать…
У музыки есть еще одна сторона: она не имеет национальности, ее язык понятен всем. Польский композитор Ф. Шопен утверждал: «Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся Вселенная». Слушая великие произведения, становишься способным почувствовать бесконечность самого бытия, слиться с ним, достичь высот человеческой природы…
Так что же такое музыка и зачем она дана человечеству? Подобным вопросом задаются и наши современники, ученые-исследователи. Некоторые  из них, проведя множество экспериментов, пришли к выводу, что классическая музыка создает чувство психологического комфорта, способствует развитию внимания, интеллекта, творческих способностей и благотворно влияет не только на людей. Например, есть сведения, что в некоторых странах (Германии, Нидерландах) на фермах используют классическую музыку с целью повышения удоев молока. Флористы  не отстали от фермеров. В свои оранжереи они впустили музыку, и, пожалуйста, – цветы становятся и пышнее, и ароматнее. Ну а человек как? Ведь он  же – венец творения! Кто из нас может себе позволить такую роскошь – слушать музыку Шопена три раза в день? Еще древнегреческий ученый Пифагор понял, что музыка и слово одинаково влияют на человека. Не случайно этот математик и философ подарил человечеству семь нот, которые вывел математическим путем. Он показал, что в природе все гармонично: музыка, математика, философия­. Все взаимосвязано. А что такое гармония? У каждой ноты есть своя цифра, которая идет четко после другой ноты и может быть вычислена сложнейшими формулами. Получается, что ноты и цифры как будто говорят на одном языке. Наверное, поэтому музыку считают «универсальной математикой». Поэтому во Вселенную посылают информацию не в виде формул, а как симфонию. Да и возвращается информация из космоса, по мнению великих композиторов, тоже в виде музыки. Многим из них кажется, что это не они сочиняют произведения, а только записывают услышанное, то, что пришло из «высоких сфер».
Из каких же? Некоторые исследователи полагают, что музыка, ритмы  развивались одновременно с человеком. Музыка, возможно, возникла как средство связи на больших расстояниях. Другие связывают ритмы музыки с биением сердца. Поэтому существовала отдельно музыка для детей и взрослых, мужчин и женщин, ведь ритмы сердца у всех разные. И наконец, известна еще одна точка зрения: классическая музыка представляет кривую работы мозга человека. Именно поэтому классическая музыка не утомляет его. А вот тяжелая и альтернативная оказывает иное воздействие. Факты неумолимы. Ученые считают, что формула такой музыки как бы перевернута и «забита дугами» во много раз сильнее естественного для человека ритма. Поэтому-то во время прослушивания тяжелой и альтернативной музыки мозг быстрее устает, пытается себя защитить. А человек удивляется, почему чувствует себя потерянным и опустошенным…
Многие врачи-фониатры озабочены подобным явлением. В 1950-х годах французский исследователь-фониатр А. Томатис рассматривал орган слуха как генератор, который возбуждается звуковыми колебаниями извне и заряжает мозг энергией, а через него – и весь организм человека. Это свойство слуха он использовал для коррекции речи у детей. Ученый открыл, что более всего подходит для такого лечения музыка австрийского композитора В.А. Моцарта. Наблюдения исследователя показали: дети, с раннего возраста слушающие музыку Моцарта, быстрее развиваются и раскрывают творческие способности, становятся не только умнее, чем их сверстники, но и не склонны к депрессии и быстрым переменам настроения. Существование  подобного «Моцарт-эффекта» позднее подтвердили психологические лаборатории  Англии, Германии, Израиля. Аналитическая школа пошла дальше – ее представители пришли к выводу, что Моцарт «в возрасте трех лет вошел в коллективное  бессознательное», т.е. в его творчестве как бы заключен некий язык, который людям известен, но является тайным и непонятным». Во время прослушивания музыки память пробуждается, и люди открывают в себе нераскрытые ранее таланты. Более того, исследователи полагают, что музыкой можно лечить ребенка, еще находящегося в утробе матери. А. Томатис предложил проводить сеанс классической музыки для женщин, которые станут мамами.
Таковы мнения ученых. Но многие люди, к сожалению, далеки от сокровищниц человечества и довольствуется суррогатными, а чаще и вредоносными звуками. Однако справедливости ради хочется отметить, что количество слушателей классической музыки, кажется, возрастает. Когда в концертном и органном зале Омской филармонии исполняют классическую музыку, свободных мест бывает мало, а это говорит о возрастании  интереса к вечным ценностям. Может быть, появляется больше оснований утвердиться в оптимистическом прогнозе, сделанном Ф.М. Достоевским, о том, что «красота спасет мир»?

Фото: https://www.culture.ru/events/75158/koncert-romanticheskoe-rozhdestvo

Анна Тарасенко