Боевики: герой прострелен, но невредим
16.01.2019
Боевики. Как много ассоциаций вызывает это слово... Взрывы, стрельба, герои, вошедшие в анналы истории… Актеры, ставшие легендарными… Видеосалоны, видеомагнитофоны и, конечно же, гнусавое озвучивание. Что это за феномен, боевик, почему он так популярен по сей день?
«Слово» предлагает читателям серию материалов, в которых будут рассматриваться именно боевики, так сказать, в исконном понимании термина. Боевик, или экшен-фильм (англ. «action movie» – буквально «фильм действия»), – жанр кинематографа, который связан с показом перестрелок, драк, погонь. Боевики часто имеют приличный бюджет, изобилуют каскадёрскими трюками, спецэффектами. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками». Фильмы этого жанра не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в очевидных его проявлениях: с террористами, похитителями, убийцами, коррупционерами. Не видя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В развязке фильма отрицательные персонажи обычно оказываются убитыми, реже – арестованными. Число убитых отрицательных персонажей и их пособников может достигать десятков и даже сотен. Почти все боевики не рекомендованы к просмотру подросткам младше 16 лет, хотя обычно эти лица составляют значительную часть зрителей фильмов такого рода. Дабы легче было ориентироваться, условно выделим этапы развития данного жанра: 1980-е годы – золотая эпоха; 1990-е – время экспериментов; 2000-е – переосмысление; 2010-е – новая эра.
В каждом десятилетии обнаружим фильмы, которые описывают конкретный период. Называя фильм, понимаешь, о каком времени идет речь: в 1980-х годах – «Коммандо» (1985, режиссер Марк Лестер), в 1990-х – «Скала» (1996, режиссер Майкл Бэй), в 2000-х – «Олдбой» (2003, режиссер Пак Чхан Ук), а в 2010-х – «Джон Уик» (2014, режиссеры Чад Стахелски, Дэвид Лейтч). У этих фильмов одна и та же сюжетная канва – главный герой сталкивается с несправедливостью и встает на путь мести. «Рэмбо: первая кровь», «Кобра», «Над законом», «Красная жара» ˗ все это названия боевиков 1980-х годов, сюжеты которых не меняются от фильма к фильму – меняются лишь действующие лица. Главный герой (Джон Рэмбо, или Джон Мэтрикс, или Марион Кобретти) оказывается в острой ситуации (похищение дочери, несоблюдение законов в государстве, защита от маньяка) и начинает убивать всех, кто стоит на пути к цели. Кстати, создается впечатление, что каждый из главных героев – подготовленный убийца (военный, полицейский, штурмовик), будто ждет момента, когда произойдет нечто, что позволит проявить навыки мизантропа. Звучат «фирменные» фразы как проявления нездоровой психики персонажа. Это пугает, ведь зрители, видимо, должны сопереживать главному герою. Но как можно сопереживать экранному персонажу, который убивает десятки людей, ранений не получает, представляет гору мышц и почти всегда не несет ответственности за содеянное?
При отсутствии интересных сюжетов в боевиках не обнаруживаешь ни блестящей операторской работы, ни проявлений режиссерского таланта. Всё снято топорно: кадр, смена, кадр, смена, небольшой пролет и снова кадры на 5-10 секунд. Чем же увлечь зрителя? Действием. Спору нет, действием фильмы насыщены. Съёмочные группы, а именно постановщики, проявили себя, как могли. Взрывы были реальными, а каскадеры горели на работе. Да, в угоду зрелищности иногда постановщики заигрывались, так что становилось смешно от увиденного, когда демонстрировали, например, уничтожение вертолёта с помощью брошенного в него камня.
Словом, все шаблонно в фильмах тех лет: сюжеты однотипны, разговоры сводятся к пафосным высказываниям, проливается море крови, кругом гильзы, а главный герой либо улыбается и уходит в закат, либо с грустным лицом говорит что-то вроде: «Этот мир не изменить», ˗ и уходит в тень. Погибнуть главный герой не может априори, поэтому и волноваться зрителю незачем. Эмоционального напряжения нет, есть только аттракцион из взрывов…
И неожиданно в конце 1980-х годов выходят на экраны фильмы «Крепкий орешек» (1988, Джон Мактирнан) и «Смертельное оружие» (1987, Ричард Доннер), которые сильно отличались от остальных боевиков тех лет. «Смертельное оружие» представляло комбинацию экшена и комедии. Главные герои получились естественными, они не только пользовались оружием, но и шутили, решали обыденные и понятные проблемы. Наблюдать действие интересно, сюжеты – не выдающиеся, но из-за комедийной составляющей и спецэффектов вполне приемлемые. А вот «Крепкий орешек» назвать комедией не выйдет, хоть главный герой то тут, то там отбрасывает остроты. Это боевик чистой воды с привычным сюжетом, главным злодеем, местью и прочим. Но благодаря личности главного героя фильм воспринимается иначе, чем снятые ранее. Джон Макклейн, а именно так и зовут главного героя, может быть ранен, ему приходится заботиться о своем здоровье, он – далеко не гора мышц, а скорее хитрец, находчивый, у него даже иногда заканчиваются патроны… Мелкие детали делают картину интересной, она запомнилась надолго. Концепцию «Крепкого орешка», назовём её так, режиссеры использовали, кстати, при съемке других боевиков в 2010-х годах.
Два фильма – капля в море. Не они делали погоду в 1980-е годы. Почему же те годы называют «золотыми»? В первую очередь, потому, что их такими считают те мальчики, которые смотрели фильмы на видеомагнитофонах. Когда они выросли, их идеалы остались прежними. Мужчины и в XXI веке готовы вновь собраться вместе, чтобы увидеть на экранах телевизоров, как «старая гвардия» в лице С. Сталлоне, А. Шварценеггера, Ж.-К. Ван Дамма, Д. Лундгрена и других побеждает «мировое зло». Впрочем, сами актеры, реалистично оценивающие значение ролей, исполненных в боевиках, позднее снялись в фильмах, где себя и высмеяли, Шварценеггер – в отличной комедии «Последний киногерой» (1993, Джон Мактирнан), а Сталлоне – в семейно-комедийной драме «Стой! Или моя мама будет стрелять» (1992, Роджер Споттисвуд). Актеры пошли на эксперимент, проявили самоиронию...
1980-е годы по-прежнему – золотые. Фильмы-боевики – культовые, да глупые, с множеством проблем, легко обнаруживаемых в сценариях. Да, главные герои – на одно лицо, актерская игра бледна. Но картины востребованы, боевики показывают в кинотеатрах по всему миру. Действие, дарящее остроту переживаний, завораживает многих.
Как приятно видеть на экране вечно живого героя, простреленного, но, как всегда, невредимого.
Фото: www.kinopoisk.ru
Игорь Жидков