Пловец в океане лжи

23.01.2019

Для многих российских театров привлекательны пьесы итальянского драматурга Просвещения, реформатора комедии К. Гольдони. Среди них – «Лжец». В 2010-х годах пьеса привлекла внимание трех театров. В 2015 году спектакль по этому произведению поставлен режиссером Е.Г. Николаевой в Российском институте театрального искусства и показан в столичном центре «На Страстном» и в латвийской Риге. В 2017 году режиссером О. Куртанидзе спектакль по этой пьесе представлен в Мордовском государственном национальном драматическом театре, однако в январской и февральской афише в 2019 году он не значится.

В Омском государственном академическом театре драмы премьера спектакля по пьесе Гольдони состоялась в марте 2012 года. Постановка вызывает неослабевающий интерес публики. Чем она привлекательна для омичей?

Спектакль «Лжец», поставленный режиссером Александром Баргманом, открывает новый взгляд на комедию Карла Гольдони. Режиссер предложил зрителям оценить пьесу с увлекательным сюжетом и яркими персонажами. Главный герой ˗ лжец по имени Лелио (арт. Руслан  Шапорин) – на ходу придумывает новые слова, импровизируя, быстро ориентируется в ситуации. Жизнь его ˗ это увлекательное путешествие, азарт, стремление к непрекращающимся авантюрам.

Начало спектакля... Занавес немного приоткрыт. Это своего рода приглашение зрителя в загадочный мир, куда так и тянет окунуться.  Слышны отдаленные голоса. Венеция… Ночь… Появляется  Лелио. Он стоит среди музыкантов, созерцая двух прекрасных сестер. Легкий взгляд, мелодия, загадочная женщина... Неожиданно появляется нелепый человек в берете, в склеенных очках. Кто он? Откуда пришел? Читает стихи Бродского, расхаживая нелепой походкой, что-то произносит себе под нос. А может, он вспоминает свою историю любви? А может быть, это лишь прекрасная иллюзия, мир грез? И потом все пройдет, сотрется из памяти… Лелио  создает свой мир любви – иллюзию, которая для него становится реальностью. Он искренне влюбляется и покоряет сердце Розауры (арт. Юлия Пошелюжная), она – умная, красивая, тонко чувствует и искренне любит Лелио. Выдавая себя за другого, он попадает в свою же паутину. Режиссеру удалось донести идею с помощью легкой иронии, что придало спектаклю необычность и оригинальность.

Любовь, ложь, трагедия…. Все оказалось рядом. И переплелось, образуя оркестр из ярких эмоций и красок. Артисты полностью вовлечены в эту стихию, передавая настроение произведения Гольдони. Яркий и харизматичный персонаж Оттавио (арт. Егор Ульянов) вводит зрителя в состояние шока, взрывной картежник-неудачник заполняет собой всю сцену. Порывистость движений, грубый нрав привлекли внимание младшей сестры Розауры Беатриче (арт. Алина Егошина). Она уверена в том, что всегда добьется желаемого.

«Театр в театре» ˗ вот что происходит на сцене. Свита Лелио легко воплощает его идеи, наглядно показывая сценки уличного театра. Лелио заправляет всем, он главный режиссер и актер в своей лжи. Судьба сыграла с ним злую шутку, устроить ее помог, сам того не зная, отец главного героя – Панталоне (арт. Николай Михалевский). Не видя сына двадцать лет, он верит всему, что тот говорит, и невольно втягивается в океан лжи любимого сына. Отец же Розауры и Беатриче доктор Баланзони (арт. Михаил Окунев) – строг, сдержан и серьезен. Лелио и Розауре не суждено быть вместе. Ее выдают замуж за Флориндо (арт. Олег Берков). Он – скромный, смешной, нелепый, давно влюблен в Розауру. Обман раскроется, и Лелио потеряет свою любовь навсегда. Но, может быть, он придумает другую историю, и новое  увлекательное путешествие закончится не так печально? Поэтому настроение спектакля не несет трагичности, есть выбор, есть простор, что вполне соответствует  настроению жанра.

Режиссерской находкой можно считать появление странных харизматичных персонажей, обращение актеров к зрителям и вовлечение их в спектакль. Необычная концовка заключается в том, что есть варианты нового сюжета…

Фото: http://www.timeout.ru/spb/artwork/55510

Анна Тарасенко