«Принарядись, о возлюбленная душа»

11.02.2019

9 февраля в Омске состоялся концерт Филиппа Криста, известного органиста собора Святого Креста из города Зуль (Тюрингия, Германия). Виртуоз впервые выступил в областном центре. В программу концерта включены произведения И.С. Баха и Д. Букстехуде, а также музыка позднего романтизма Феликса Мендельсона, Ференца  Листа и Макса Регера.

Программу концерта открыло произведение Иоганна Себастьяна Баха «Пассакалья до минор». Музыка в Германии ко времени деятельности Баха уже стала национальной традицией. Два вида сочинений органной музыки, на которых было сосредоточено внимание Баха, – это большие музыкальные циклы, которые состоят из прелюдий, фантазий, и одночастные хоральные прелюдии. Органные хоральные прелюдии написаны в камерном плане, в них Бах раскрыл мир лирических образов, скорбных и возвышенных. Другие прелюдии проникнуты воинственным настроением народного сопротивления времен Реформации, однако и они не лишены оптимистических ноток. Органные миниатюры представлены мелодиями протестантских хоралов, которые имеют связь с народным песнетворчеством.

С первых же нот звучания «Пассакальи до минор» слушателям удалось окунуться в эпоху Баха. Второе произведение «Прелюдия соль минор» Дитриха Букстехуде исполнено не менее виртуозно. Букстехуде – известный немецкий композитор, почти 30 лет занимавший  место органиста в церкви Святой Марии в Любеке. Его музыка полна импровизаций в ярко окрашенной художественной форме, отражает идеи и образы эпохи барокко. Два произведения Букстехуде, мастерски исполненные Ф. Кристом на сцене омского органного зала, погрузили слушателей в атмосферу лирики, где грусть и радость, тишина и покой сменяют друг друга...

Далее звучала музыка Ф. Мендельсона-Бартольди «Анданте с вариациями». Композитора вдохновляла музыка барокко. Гастролируя, он, прежде всего, ознакомлял слушателей с произведениями Баха, исполнял и музыку собственного сочинения. Самые известные его произведения – это шесть сонат для органа, которые были написаны в 1845 году. Ф. Мендельсон одним из первых создал романтическую органную сонату, опираясь на традиции барокко. В прелюдии «Анданте с вариациями» можно проследить черты барочной музыки: неожиданные переходы от спокойного звучания к экспрессивному, характерны также и контрастность, и противопоставления…

В конце первого отделения концерта звучала музыка М. Регера «Интродукция и пасскалья ре минор». Композитор жил в переломный период в общественной и культурной жизни Германии на рубеже XIX-XX веков. Этот период характеризуется противоборством различных социальных идейных течений. Регер был приверженцем и продолжателем классико-романтических традиций. В его творчестве прослеживается соединение классики и современности.  

Во втором отделении концерта прозвучала музыка Ф. Мендельсона, И.С. Баха и Ф. Листа. Вершиной всего концерта были, безусловно, произведения Баха. На его хоральной фантазии «Принарядись, о возлюбленная душа» хочется остановиться особенно. Общепризнанно, что вершиной в развитии обработки протестантского хорала является творчество Баха. Для композитора и глубоко верующего человека протестантский хорал был не просто музыкальным материалом. Это, прежде всего, выражение религиозного чувства, миропонимания, философии бытия. В таких обработках ярко отражена позиция художника относительно «объективной материи» хорала, обобщены традиции и в то же время проявлено новаторство. Круг образов хоральных произведений тесно связан с содержанием лежащих в их основе сакральных текстов. В целом же это образцы философской баховской лирики, размышлений о человеке, о его радостях и печалях. И все это богатство музыки под силу передать органу, который был и остается «королем инструментов». Судя по интересу публики к выступлению гостя из Германии, органное искусство не ушло в прошлое, а живет и совершенствуется в современном музыкальном исполнительстве. В чем мог убедиться омский слушатель, посетивший Филиппа Криста…

Маэстро родом из города Висбадена. Он учился у известных мастеров Европы в Высшей школе музыки Любека, Амстердамской консерватории и Высшей школе музыки Гамбурга. Филипп удостоен многих наград авторитетных музыкальных конкурсов: первой премии Международного органного конкурса в Лейдене (Нидерланды, 2006), приза Международного конкурса органистов им. Д. Букстехуде в Любеке (Германия, 2007), а также третьей премии Международного конкурса органистов в Казани. Профессиональную деятельность маэстро начал в качестве ассистента органиста собора Святого Якоба в Любеке. Криста вдохновляют композиторы северогерманской школы, исполняющие музыку в стиле барокко: Д. Букстехуде, Г. Бем и И.С. Бах. Произведения Баха составляют большую часть репертуара органиста. Так, в 2014-2015 годах в стенах собора Святого Креста органистом исполнены все органные сочинения выдающегося композитора и музыканта. Маэстро гастролировал в Великобритании, Италии, Польше, США, Японии и России.

Фото: автор

Анна Тарасенко